При посеве крови и фекалий получен рост S. typhi, реакция Видаля на 45-й день болезни положительна в разведении 1 : 800. На 51-й день болезни переведена в инфекционную больницу, где дополнительно выявлены сведения, указывающие на контакт больной с родственницей, перенесшей в ближайшем прошлом «какой-то» тиф. При поступлении в инфекционный стационар состояние крайне тяжелое, она резко заторможена.
Сознание помрачено, на вопросы отвечает медленно, тихим голосом, как развивалось заболевание рассказать не может, ссылаясь на забывчивость. При осмотре кожа сухая, бледная, на коже живота едва заметны 5 розеол, в области крестца — пролежень. На слизистых оболочках рта — множественные эрозии, язык сухой, обложен грязно-серым налетом.
Живот мягкий, несколько вздут, болезнен справа от пупка. Пальпируется селезенка, край печени — у реберной дуги. Пульс до 140 в 1 мин, малый. Тоны сердца глухие, систолический шум на верхушке. Анализ крови: эр. 3,3*1012 г/л; Нb 100 г/л; цв. показатель 0,9; л. 3*109/л; п. 10%; с. 56%; лимф. 31 %; мон. 3%; токсическая зернистость лейкоцитов; СОЭ 5 мм/ч. Па 51-й день болезни из крови вновь выделена культура S. typhi.
В последующее время состояние больной оставалось тяжелым, температура все дни повышена, но на 53-й день снизилась до нормы, образовав на температурной кривой «врез» — предвестник осложнения. Стул продолжал оставаться жидким, до 3—4 раз в сутки, иногда с примесью крови. На 57-й день болезни состояние еще больше ухудшилось, была однократная рвота.
Сознание ясное, кожа бледная, холодная на ощупь, язык сухой. Пульс 144 в 1 мин, аритмичный, малый, пустой. ЛД 10,7/6,7 кПа (80/50 мм рт. ст). Живот вздут, но доступен пальпации, чувствителен в области пупка. Симптомов раздражения брюшины не выявлено. Однако в связи с ухудшением состояния больной, появлением «вреза» на температурной кривой и несмотря на отсутствие выраженного болевого абдоминального синдрома и симптомов раздражения брюшины заподозрена перфорация кишечной язвы.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова