Появление симптомов энтерита в любом случае должно было направить мысль врачей на поиски инфекционной патологии кишечника.
Существенно, что, несмотря на тяжелое поражение кишечника у больной С., о котором свидетельствовали как дальнейшее течение инфекции, так и иатологоанатомические данные, в клинике заболевания практически не был представлен болевой абдоминальной синдром. Надо полагать, это связано с наличием сопутствующей сирингомиелии, которая характеризуется, в частности, снижением или потерей болевой чувствительности.
Вместе с тем необходимо признать, что развитие брюшного тифа у больной, страдавшей таким тяжелым и сравнительно редким заболеванием, как сирингомиелия, и получившей к тому же несколько курсов рентгенотерапии, а также совпадение начальных признаков инфекции с местным нагноительным процессом, конечно, могли дезориентировать врачей и существенно затруднить распознавание истинной природы заболевания.
Тем не менее в диагностической работе врачами были допущены вопиющие просчеты: игнорирование сбора эпидемиологического анамнеза и положения об обязательном и раннем бактериологическом обследовании больных с неясными и продолжительными лихорадками.
В определенной мере имела место и недооценка важнейшего гематологического симптома — лейкопении в сочетании с относительным лимфоцитозом, палочко-ядерным сдвигом и анэозинофилией. Характер одной только гемограммы при наличии у больной упорной и длительной лихорадки мог прояснить диагноз уже на 13-й день болезни.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова