В данном наблюдении больной К. был первым заболевшим в своей семье, члены которой также заразились при употреблении сала.
В связи с этим примером необходимо еще раз подчеркнуть диагностическую важность эпидемиологического анамнеза и большое значение для диагностики информированность широких врачебных кругов об эпидемиологической ситуации и особенностях эпидемиологии тех или иных инфекций и инвазий. В приведенном случае решающее значение для правильной диагностики трихинеллеза имели данные об употреблении в пищу домашней свинины» являющейся ведущим фактором передачи трихинелл, которую больной получил из Белоруссии, где трихинеллез — краевая патология.
Почти 83 % общесоюзной заболеваемости трихинеллезом до недавнего времени регистрировалось именно в этой республике [Бессонов А. С, 1972]. Стойкие синантропные очаги инвазии имеются также в Правобережной Украине, Прибалтике, на Северном Кавказе и других районах страны. Участились случаи заражения трихинеллезом при употреблении мяса диких животных (кабаны, белые и бурые медведи, барсуки и др.).
Следует подчеркнуть, что заболеваемость трихинеллезом за последние несколько лет в РСФСР увеличилась в 16 раз [Прокопенко Л. И., Довженко А. В., 1976], что необходимо учитывать практическому врачу в своей диагностической работе. Приведенные в этой главе примеры далеко не исчерпывают все возможные ошибки в диагностике брюшного тифа и паратифов. «…каждый больной — это множество особенностей, сложностей, драматических коллизий»,— писал И. А. Кассирский.
Соглашаясь с этой мыслью, можно сказать, что вся сложность и одновременно привлекательность профессии врача состоят в необходимости постоянно разбираться в этих «драматических коллизиях», находить выход из трудных положений, сознавать ответственность за жизнь и здоровье людей. Это обязывает врача у постели каждого больного мобилизовывать все свое внимание, знания, опыт, до конца раскрывать в себе творческое начало, чтобы избежать ошибок в своей работе.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова