Менингококковая инфекция (Больная П., 32 лет)

Больная П., 32 лет, воспитательница детского сада, поступила в приемное отделение крупной соматической больницы в первый день болезни с диагнозом «капилляротоксикоз?» Заболела очень остро, даже внезапно, среди полного здоровья: с ознобом температура тела повысилась до 39,9 °С, появились головная боль и боли в мышцах спины, рук и ног; через 4 ч на коже конечностей, туловища, ягодичных областей, а затем и на лице возникла преимущественно розеолезно-папулезная сыпь, среди элементов которой обращали на себя внимание кровоизлияния различной величины и формы, часть из них имела вид звездочек.

Сознание больной сохранено, но состояние тяжелое: вялая, заторможенная, говорит с трудом и медленно, имеются выраженные светобоязнь и гиперакузия. В приемном отделении осмотрена врачами-терапевтами, высказаны предположения о сепсисе, болезни Шенлейна — Геноха. В момент обсуждения к больной случайно подошел инфекционист, вызванный к другому больному.

При первом взгляде на кожные покровы больной и обнаружении типичной геморрагической, местами звездчатой сыпи он диагностировал менингококкемию. Неврологическое обследование выявило умеренную ригидность затылочных мышц, слабоположительные симптомы Кернига и Брудзинского.

Больная переведена в инфекционный стационар с диагнозом менингококковой инфекции менингококкемии, менингита, который полностью подтвердился бактериологически заболевание протекало в среднетяжелой форме, без осложнений и закончилось полным выздоровлением больной. В данном случае диагноз менингококкового сепсиса оказался одновременно и трудным, и простым.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова