Менингококковая инфекция (Больной Ю., 31 года — анамнез)

При сборе эпидемиологического анамнеза получены сведения о том, что больной каждую неделю навещал старшего сына, который находится в загородном санатории. Жена больного и четырехмесячный сын находятся дома, здоровы. В прошлом перенес повторные ОРЗ, оперирован по поводу язвы двенадцатиперстной кишки. Корью не болел, старший сын защищен противокоревой прививкой, младший — не привит.

На основании полученных анамнестических и клинических данных в приемном отделении диагноз «менингококковая инфекция» отклонен, установлен диагноз «корь», который затем подтвержден серологически. Происхождение этой диагностической ошибки связано с большим сходством основных проявлений менингококковой инфекции и кори (острое начало заболевания, поражение верхних дыхательных путей, выраженная интоксикация с головными болями и высокой лихорадкой, яркая обильная экзантема).

Однако мы уже многократно имели случай убедиться, что диагноз, основанный на одном только сходстве обнаруженных симптомов или синдромов, редко оказывается правильным.

Для полноценной диагностики равно необходимо убедиться в отсутствии противоречий между имеющейся картиной заболевания и клинической симптоматикой предполагаемой инфекции. Выявление таких противоречий — неотъемлемая, обязательная часть диагностического процесса, точнее — одна из его сторон, без которой разрушается самая его основа. В приведенном наблюдении можно обнаружить многочисленные и важные отклонения от обычного течения менингококковой инфекции.

В самом деле, для менингококковой инфекции очень характерно развитие специфического назофарингита, однако он проявляется сухостью слизистых оболочек, першением в горле и очень редко сопровождается сколько-нибудь значительным насморком и кашлем. У больного же Ю. наблюдалась сильная ринорея в сочетании с выраженным, лающим кашлем, который свидетельствовал о развитии ларингита, практически не встречающегося при менингококковой инфекции.

Еще важнее тот факт, что одновременно с этими признаками возникли и развивались симптомы конъюнктивита, вовсе не свойственного менингококковой инфекции и чрезвычайно характерного для коревого катарального синдрома, развивающегося с первого дня болезни и усиливающегося обычно с появлением высыпаний.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова