Менингококковая инфекция (Больной Р., 64 лет — Субарахиоидальное кровоизлияние)

При субарахиоидальном кровоизлиянии температурная реакция также развивается у большинства больных, а лихорадка может достигать степени фебрильной, но происходит это через несколько часов и даже на следующие сутки после появления общемозговых и менингеальных симптомов.

Что касается артериального давления, то у лиц, страдающих гипертонической болезнью, оно может, конечно, оставаться повышенным и при менингококковой инфекции, хотя в этом случае обычно выявляется тенденция к снижению гипертензии.

Субарахноидальное кровотечение в подавляющем большинстве случаев развивается на фоне повышения артериального давления, причем не только у больных гипертонической болезнью, с которой, по данным Г. Г. Соколянского и Д. И. Хачатурова (1974), связано 40 % субарахноидальных геморрагии, но и лиц без указаний на артериальную гипертензию в анамнезе.

Кроме того, для ранних стадий менингококкового менингита более характерно учащение пульса, брадикардия встречается очень редко и в особо тяжелых случаях. При субарахноидальном кровотечении почти у всех больных развивается именно брадикардия, а тахикардия представляет собой редкость.

Следовало также учесть, что при менингите сознание выключается иногда довольно постепенно и проходит ряд стадий: оглушенности, сопора и, наконец, комы. Если оно утрачивается сразу, то восстановление сознания начинается лишь во время проведения соответствующих терапевтических мероприятий.

Такая динамика нарушения сознания возможна, конечно, и при субарахноидальном кровоизлиянии, но во многих случаях потеря сознания происходит в самые ранние сроки заболевания, часто одновременно с появлением сильнейших головных болей — удар в затылок, а затем оно возвращается после относительно короткого бессознательного периода, как это было в приведенном наблюдении.

«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова