В приведенном наблюдении клиника кори характеризовалась рядом особенностей, что могло быть причиной ошибки в диагностике: у больной отмечен пролонгированный катаральный период; сыпь имела геморрагический характер. Вместе с тем у взрослых эти проявления нельзя рассматривать как атипичные.
Так, катаральный период при кори у взрослых в/з наблюдений превышает 4 дня, а геморрагический компонент экзантемы наблюдается у 53 % больных [Постовит В. А., 1982]. Для взрослых при кори характерен и полиаденит.
В приведенном примере отмечались и такие патогномоничные для кори признаки, как пятна Вельского — Филатова — Коплика, этапность высыпания, характер высыпания с преобладанием пятнисто-папулезных элементов сыпи. Эти признаки должны были подвести к своевременной диагностике кори.
В отличие от кори при менингококковой инфекции и менингококкемии преобладает геморрагическая сыпь, которая может нарастать в своей интенсивности, но без какой-либо этапности. Необходимо также учесть и особый, специфический характер геморрагической сыпи при менингококковом сепсисе: звездчатые кровоизлияния различной величины, экхимозы на туловище, конечностях и нередко на пальцах рук и ног с быстрым прогрессированием до некрозов. Не характерны для менингококкемии и сыпь на лице и полиаденит.
Отсутствие менингеального синдрома не противоречит диагнозу менингококкового сепсиса. А вот наличие пятен Вельского — Филатова — Коплика никак не укладывается в этот диагноз, и, по-видимому, этот симптом остался не выявленным врачом из-за отсутствия осмотра зева и слизистых оболочек полости рта. Нередко корь ошибочно диагностируется как псевдотуберкулез.
«Ошибки в диагностике инфекционных болезней», Е.П.Шувалова