Экстраамниотический путь введения простагландинов

Во многих исследованиях было выявлено, что экстраамниотический путь введения простагландинов приводит к более существенному улучшению соответствующих характеристик шейки матки, чем другие пути введения. Возможно, что это различие обусловлено манипуляциями на шейке матки и плодных оболочках в то время, когда простагландины вводятся через катетер в экстраамниотическое пространство.

В исследовании, выполненном Wilson (1978), хотя фактическое различие в состоянии матки было небольшим, но все же отмечается, что внутривагинальное и экстраамниотическое введение PQE2 приводило к более выраженному улучшению состояния шейки матки, по сравнению с тем, которое наблюдалось после перорального приема простагландина Е2 или внутривенного введения окситоцина. Сокращения матки, если они продолжаются в течение нескольких часов, несомненно, вызывают изменения в состоянии шейки матки у большинства беременных женщин.

Во многих исследованиях, в которых для «созревания» шейки матки использовался простагландин Е2, вклад индуцированных сокращений матки в этот процесс остается неясным, хотя многие все еще полагают, что «созревание» шейки матки может происходить и при весьма незначительной стимуляции матки. Исследование, выполненное Wilson (1978), может проиллюстрировать эту точку зрения. 15 пациенткам внутривенно вводили окситоцин в дозах 128 МЕ/мин в течение 8 ч, что вызывало сокращения матки через каждые 2 — 3 мин.

Ни у одной из этих пациенток не развились роды и у них были отмечены лишь небольшие изменения в состоянии шейки матки при оценке ее состояния через 15 ч после прекращения введения окситоцина. В аналогичной группе пациенток экстраамниотическое введение простагладина Е2 (0,4 мг в геле) вызывало заметное увеличение «созревания» шейки матки в течение приблизительно такого же периода времени.

Хотя у пациенток, получавших простагландин, были отмечены сокращения матки, их не учитывали количественно, не было проведено никакой оценки сокращений матки небольшой интенсивности, вызывавших лишь небольшой дискомфорт у пациентки, и эти сокращения в значительной степени игнорировались. У 5 из 15 пациенток, получавших простагландин Е2, начались роды, а это заставляет предположить, что степень интенсивности (или «качество») сокращений матки, вызванных введением простагландина, могла быть существенным фактором, и, возможно, эти сокращения матки превосходили по эффективности те, которые вызывались введением окситоцина. Хотя пероральный и внутривагинальный способы введения простагландина Е2 были менее эффективными, чем экстраамниотический путь, не было проведено сравнения относительного развития сократительной деятельности матки у каждой группы пациенток.

«Клиническая фармакология при беременности», Х.П.Кьюмерле