Патологическая анатомия родовой травмы. Родовая опухоль мягких тканей наблюдается в предлежащей части тела плода: в теменной и затылочной области, в области лица, ягодиц и наружных половых органов. Возникновение родовой опухоли связано с разницей между внутриматочным и атмосферным давлением. В мягких тканях возникают местный отек, мелкие петехиальные кровоизлияния. Через 1 — 2 сут опухоль исчезает. При наличии мелких дефектов кожи может наблюдаться инфицирование тканей с развитием флегмоны.
Локализация повреждений при родовой травме
Локализация повреждений при родовой травме:
а — родовая опухоль мягких тканей;
б — кефалогематома;
в — эпидуральная гематома;
г — кровоизлияние в желудочки мозга;
д — лептоменингеальное кровоизлияние;
е — кровоизлияние в мозжечковый намет с разрывом;
ж — кровоизлияние в грудино-ключично-сосцевидную мышцу с разрывом;
з — перелом VI шейного позвонка;
и — перелом ключицы; к — эпифизеолиз;
л — интрацеребральные кровоизлияния.
Кефалогематома (от греч. Kephale — голова) — кровоизлияние под надкостницу костей черепа, всегда ограничена пределами одной кости. Чаще встречается наружная кефалогематома затылочной или теменной кости. Рассасывается медленно, чаще подвергается организации с оссификацией. При инфицировании и нагноении может быть источником гнойного менингита. Кровоизлияние в мозговые оболочки и вещество мозга.
Различают:
Эпидуральные кровоизлияния массивные, возникают при повреждениях костей черепа между внутренней поверхностью черепных костей и твердой мозговой оболочкой — внутренняя кефалогематома. Наблюдается относительно редко в области костей свода черепа. Субдуральные кровоизлияния чаще возникают при разрыве мозжечковой палатки (намета), серповидного отростка, разрывах поперечного и прямого синусов, большой мозговой (так называемой галеновой) вены.
Кровоизлияния обширные, располагаются на поверхности головного мозга. Субарахноидальные кровоизлияния располагаются между паутинной и сосудистой оболочкой. Возникают при разрыве мелких вен, впадающих в сагиттальный и поперечный синусы. При разрыве мозжечкового намета могут окутывать весь ствол мозга. Субарахноидальные кровоизлияния в отличие от асфиктических обширные.
Интрацеребральные кровоизлияния зависят преимущественно от разрывов терминальных вен, впадающих в основные венозные коллекторы мозга. Наблюдаются кровоизлияния в желудочки мозга, в сосудистые сплетения, в стенки боковых желудочков с образованием гематом.
Мелкоточечные диапедезные, двусторонние, множественные кровоизлияния в веществе мозга имеют не травматическое, а асфиктическое происхождение. Иитрацеребральные кровоизлияния рассасываются с образованием кист. Разрыв мозжечковой палатки (намета) — самый частый вид внутричерепной родовой травмы плода, приводящий к смерти.
Происходит при чрезмерном натяжении одного из листков палатки при конфигурации головки. В настоящее время наблюдается реже. Разрыв палатки захватывает один или два ее листка и сопровождается чаще крупным субдуральным кровоизлиянием в области затылочных и височных долей.
Разрыв мозжечковой палатки
В механизме смерти при разрыве палатки играет роль сдавление продолговатого мозга вследствие его отека, набухания, возникающих как результат затруднений оттока ликвора. Повреждение костей черепа в виде вдавлений, трещин, редко — переломов встречается чаще всего в области теменных костей при наложении акушерских щипцов.
Травма спинного мозга наблюдается при травме позвоночника, связанной с акушерскими манипуляциями. Травма спинного мозга встречается чаще в области VI шейного позвонка, так как он меньше других защищен мышцами, но может наблюдаться и в других отделах позвоночника, при этом возникают субдуральные нисходящие кровоизлияния.
По существу своему травма костей черепа и спинного мозга является акушерской травмой. Из всех костей скелета чаще всего переломам подвергается ключица плода. Перелом локализуется на границе средней и наружной трети ключицы. Параличи верхних конечностей и диафрагмы у новорожденного могут быть обусловлены травмой нервных корешков шейного и плечевого сплетения.
Травма подкожной клетчатки чаще наблюдается у упитанных плодов в виде некрозов жировой клетчатки с последующим развитием липогранулем.
Разрывы и кровоизлияния в грудино-ключично-сосцевидную мышцу приводят к возникновению кривошеи. При этом микроскопическое изучение в большинстве случаев открывает гипоплазию мышечных волокон и развитие рубцовой соединительной ткани, возникающие, вероятно, еще в пренатальном периоде. Измененная мышца во время родов легко рвется. Следовательно, кривошея связана не столько с родовой травмой, сколько с предшествующим недоразвитием грудино-ключично-сосцевидной мышцы, возникающим в результате каких-то неблагоприятных влияний на процессы ее морфогенеза еще во внутриутробном периоде.
При ягодичном предлежании возможны кровоизлияния в наружные половые органы. У мальчиков иногда наблюдается гематоцеле — кровоизлияние в оболочки яичка. Гематоцеле представляет опасность в отношении возможного инфицирования и нагноения. Из внутренних органов чаще всего повреждаются печень и надпочечники.
Родовая травма печени характеризуется разрывом паренхимы с образованием обширных субкапсулярных гематом. Прорыв такой гематомы в брюшную полость приводит к смертельному кровотечению. Небольшие субкапсулярные гематомы без разрыва паренхимы связаны с гипоксией плода или с геморрагической болезнью. Кровоизлияния в надпочечники встречаются реже, бывают преимущественно односторонними, значение их в танатогенезе не ясно. Иногда наблюдаются обширные гематомы с разрушением надпочечников.
Обширная гематома надпочечника
В исходе образуется киста или организация гематомы с обызвествлением и ожелезнением, редко встречается нагноение гематомы. Наблюдаются субкапсулярные гематомы печени и кровоизлияния в надпочечники при родах в ягодичном предлежании в связи с извлечением плода. В патогенезе кровоизлияния в надпочечники иногда ведущую роль играет только асфиксия.
«Патологическая анатомия», А.И.Струков