Лимфогранулематоз как проявление анормального иммунного состояния

Гипотеза о том, что лимфогранулематоз является проявлением анормального иммунного состояния, подтверждается данными R. Lukes и J. Butler (1966) о наличии взаимоотношений между количеством лимфоцитов и коллагена и их значении в развитии и прогнозе заболевания.

По мнению этих авторов, указанные два компонента являются морфологическим проявлением защитных механизмов хозяина. Принадлежность лимфогранулематоза к Т-лимфомам доказывается на гистологическом уровне ранними его проявлениями в Т-зонах лимфатических фолликулов селезенки (М. Halje и сотр., 1978), как и преобладанием Т-лимфоцитов в пораженных процессом лимфатических узлах (М. Staphopulus и сотр., 1977) и ограничением образования Е-розеток в периферической крови (J. Lang и сотр., 1977).

В этом же направлении имеются данные о сниженной реакции лимфоцитов периферической крови на различные митогены, как: фитогемагглютинин, конканавалин A. Pokeweed mitogen (M. Bjorkholm, 1978; М. Bjorkholm и сотр., 1978).

Наблюдается негативирование кожных реакций на аллергены, сочетающееся с понижением фагоцитарной активности моноцитов (L. Leb и сотр., 1978). Обнаружение саркоидоподобных гранулем в некоторых органах при лимфогранулематозе (М. Kadin и сотр., 1970) рассматривают как проявление анормального иммунного ответа.

Некоторыми характерными иммунологическими особенностями обладает и лимфома Burkitt. Выявляются специфические опухолевые антигены, данные на активную лимфоцитно-макрофагеальную клеточную защиту и сывороточные антитела против опухоли, чем определяется относительно хороший прогноз на ранних стадиях болезни (по Г. Манолову, 1972).

Ультраструктурные исследования злокачественных заболеваний крови позволили получить много новых данных, касающихся преимущественно количественных изменений, наступающих в структурных элементах клетки и наблюдающихся и при других новообразованиях. Качественных, патогномоничных для неопластической клетки структур не было обнаружено.

Таким образом для ультраструктуры в конечном счете остается в силе основное положение, которое значимо и для микроскопической диагностики, а именно, что не отдельные признаки, а комплекс изменений характеризует процесс как опухолевый.

С другой стороны, путем ультраструктурных исследований выявляется большая часть признаков исходной ткани, что позволяет в значительной степени определить гистогенез опухоли при метастазах. Как показали наши сравнительные ультраструктурные исследования опухолевых и мезотелиальных клеток в экссудатах (I. Valkov, 1972), это особенно важно для материалов, в которых трудно при помощи светового микроскопа различить опухолевые клетки от местных.

Ультраструктура опухолей лимфатической ткани является объектом) исследования многих авторов, среди которых следует отметить М. Bessis и сотр. (1955, 1962), R. Andre и сотр. (1955), W. Bernhard (1963, 1969), W. Bernhard, R. Leplus (1964), К Lapis (1966), H. Fujita (1968), Y. Mori,, K. Lennert (1969), H. Stein и сотр. (1973).

В Болгарии имеется ряд публикаций в этой области (И. Вълков,. 1970; Р. Мишкова, 1973; Д. Кръстев, 1978).

Электронно-микроскопические исследования позволяют выявить изменения во всех клеточных структурах.

Ядро обычно оказывается увеличенным в результате возросшей хромосомной полиплоидии или так наз. ядерного отека. Поверхность мембраны ядра увеличена еще больше в результате появления глубоких, инвагинаций, которые в некоторых случаях могут привести к отделению частей ядра. При лимфоме Беркитта и в лейкозных клетках описывается наличие так наз. ядерных пузырьков, являющихся вариантом ядерных инвагинаций.

Поперечные срезы через эти инвагинации могут привести к ошибочному заключению о наличии ядерных включений (псевдовключения).

«Патология лимфатических узлов», И.Н.Вылков