Данные о последствиях введения в организм глюкозы

Данные о последствиях введения в организм глюкозы, особенно избыточного количества ее, противоречивы. По мнению М. Ф. Мережинского (1967), быстрое введение в вену 20 — 25 г глюкозы стимулирует продукцию инсулина; в крови увеличивается содержание глюкозы и инсулина в 4 — 5 раз по сравнению с нормой.

С течением времени такие воздействия вызывают истощение и ослабление функции β-клеток поджелудочной железы, причем при недостаточности инсулярного аппарата функция его быстро истощается.

Некоторые авторы указывают, что гипергликемия способствует развитию гиперкоагуляционного синдрома и образованию тромбов в сосудах (Мережинский М. Ф., 1967; Боголюбов В. М., 1968; Carliner et al., 1965, и др.).

По данным М. С. Хруцкой (1970), внутривенные вливания даже обычных доз глюкозы (по 20 мл 40% раствора в течение 10 дней) могут привести к прогрессированию атеросклеротических изменений у больных атеросклерозом.

Baumann и сотр. (1971), исследуя сывороточный инсулин, жирные кислоты в плазме и триглицериды в сыворотке крови у здоровых и лиц с гипертонической болезнью после внутривенной нагрузки глюкозы (0,33 г/кг), предположили вероятность липогенетического эффекта инсулина; следует отметить, что у здоровых людей уже через 60 мин после внутривенной сахарной нагрузки уровень инсулина в крови был близким к норме.

Ряд авторов указывают на отрицательное значение осмотического диуреза, развивающегося при введении больших количеств глюкозы и приводящего к значительным потерям электролитов (Медведев Н. П., 1967; Боголюбов В. М., 1968, и др.).

По данным Ardenne (1970), гипергликемия в 22,2 ммоль/л, достигаемая внутривенной инфузией глюкозы и продолжающаяся до 220 мин, не вызывает у здоровых людей (опыты были проведены на 4 врачах-добровольцах) угрожающих нарушений со стороны жизненно важных функций и систем.

Следует отметить, однако, что ни в одном из четырех случаев, судя по представленным графикам, не удалось строго поддерживать гликемию на указанном уровне в течение срока, предусмотренного программой — уровень сахара в крови колебался в пределах 11,1 — 30,5 ммоль/л. Наблюдались небольшие изменения гематокрита, легкая гипокалиемия и гипонатриемия, увеличение концентрации инсулина, на ЭКГ удлинение интервала Р — Q.

Существенных нарушений кислотно-основного равновесия не наступало, хотя уровень молочной кислоты повышался. Автор полагает, что смертельный уровень гликемии у человека составляет 188 ммоль/л.

В 1971 г. была опубликована работа Spies, в которой представлены, к сожалению, не систематизированные и не обработанные математически данные о 56 терапевтических сеансах искусственной гипергликемии у 34 онкологических больных. Содержание сахара в крови поддерживалось на уровне 22,2 ммоль/л в течение 4 — 6 ч.

Автор не сообщает о состоянии жизненно важных функций и систем организма при сеансах гипергликемии, он приводит лишь данные кислотно-основного равновесия только по одному показателю (рН). В статье сообщается, что при лечении на фоне гипергликемии была использована «разрешающая атака» (химиотерапевтические средства или облучение).

Доза этих воздействий и результаты лечения не приводятся. В другой работе, вышедшей из этой клиники (Spies et al., 1975), описывается использование облучения в условиях гипергликемии у 4 больных раком шейки матки.

Изложенное убедительно доказывает, что вопросы клинического применения искусственных гипергликемических режимов и управления ими подлежат углубленной разработке.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид