Создание искусственной гипертермии (этапы субкритической или умеренной гипертермии)

Как показали исследования, при проведении гипертермической процедуры целесообразно выделять, кроме пред- и постгипертермического периода, по крайней мере еще 3 периода:

  1. период нагревания, или индукции, в котором температуру тела (в прямой кишке) искусственно повышают до 40 или 42°С;
  2. период поддержания, или собственно гипертермии, в котором температуру тела поддерживают на достигнутом уровне;
  3. период восстановления, или охлаждения, в котором постепенно восстанавливаются нормальные или близкие к ним показатели температурного гомеостаза.

Все три перечисленных этапа субкритической или умеренной гипертермии удалось осуществить в 82 из 127 опытов (64,6 ± 4,2%), проведенных на 124 собаках, в остальных 45 опытах животные погибли во время процедуры.


Температура тела животных и воды

Температура тела животных и воды

Температура тела животных и воды в ванне при общей глубокой гипертермии (42°С, 120 мин) без специального охлаждения головы и шеи. 1 — температура воды в ванне; 2 — температура подкожной клетчатки; 3 — мышцы; 4 — прямой кишки; 5 — пищевода; 6 — кожи слухового прохода; 7 — кожи в области лба. Квадратом очерчен период собственно гипертермии.


На рисунке представлены данные, характеризующие процесс проведения субкритической гипертермии без одновременного охлаждения головы и шеи. В этих условиях требовалось в среднем 115 ± 5 мин для достижения ректальной температуры 42°С.

В период нагревания наиболее соответствовала температуре воды в ванне температура подкожной клетчатки. Температура скелетной мускулатуры, пищевода, прямой кишки и кожи наружного слухового прохода (около барабанной перепонки) была почти одинаковой, но ниже, чем в подкожной клетчатке.

Для выполнения температурно-экспозиционной программы эксперимента на этапе поддержания требовалась температура теплоносителя от 41,6 ± 0,34 до 40,1 ± 0,44°С, т. е. примерно на 1°С ниже, чем в прямой кишке. Этот этап характеризуется относительной стабилизацией температуры в глубоких слоях тела.

Средняя температура скелетной мускулатуры находится в диапазоне 42,6 — 41,8°С. В прямой кишке и пищеводе температура ниже. Наиболее низка температура наружного слухового прохода (около барабанной перепонки). Температурный перепад (градиент) между прямой кишкой и пищеводом составлял 0,5, а между прямой кишкой и наружным слуховым проходом — 1,16°С.

Период восстановления длился в среднем 62 ± 4 мин и снижение температуры происходило в следующем порядке:
прямая кишка, пищевод, наружный слуховой проход (около барабанной перепонки), скелетная мышца, подкожная клетчатка.

В этой серии опытов у 5 из 18 собак, погибших в периоде собственно гипертермии или охлаждения, не удалось удержать ректальную температуру в пределах, предусмотренных программой опыта: она превысила 43°С (в одном случае 44°С).


Температура тела животных и воды

Температура тела животных и воды

Температура тела животных и воды в ванне при общей глубокой гипертермии (42°С, 120 мин) с охлаждением головы и шеи. 1 — температура воды в ванне; 2 — температура подкожной клетчатки; 3 — мышцы; 4 — прямой кишки; 5 — пищевода; 6 — кожи слухового прохода; 7 — кожи в области лба. Квадратом очерчен период собственно гипертермии.


При субкритическом перегревании, сочетавшемся с одновременным охлаждением головы и шеи, основная направленность термодинамических изменений, как это следует из рисунка, была аналогичной, но отличалась рядом особенностей.

Для введения в гипертермию и последующего поддержания необходимых ее параметров требовалась более высокая температура теплоносителя в горячей камере
— в периоде индукции от 44,2 ± 0,3 до 44,9 ± 0,4°С, а в периоде поддержания от 43,4 ± 0,5 до 37,2 ± 0,6°С (в среднем 42°С), т. е примерно на 1 — 1,5°С (в периоде индукции) и на 1°С (в периоде поддержания) выше, чем на соответствующих этапах субкритического перегревания без одновременного охлаждения головы и шеи.

Таким образом, в периоде поддержания температура теплоносителя должна быть примерно равной температуре в прямой кишке, соответственно более высокой оказывается температура подкожной клетчатки, а температура мышечного слоя остается примерно такой же.

Очень существенно, что при сочетании субкритической гипертермии с охлаждением головы и шеи увеличивается разница температуры в прямой кишке и в наружном слуховом проходе (около барабанной перепонки) (до 2,28°С).

Следовательно, при сочетании субкритического перегревания с одновременным охлаждением головы и шеи удается, с одной стороны, надежно поддерживать нужные высокие температурно-экспозиционные режимы во внутренних органах, мышечном и подкожном слоях тела, а с другой — значительно снизить тепловую нагрузку, приходящуюся на такие жизненно важные органы, как головной мозг (соответственно температуре в области барабанной перепонки) и сердце (пищевод), что не могло не сказаться благоприятно, как это будет показано ниже, на переносимости гипертермической процедуры.

Если еще добавить, что при сочетании перегревания одних отделов тела и охлаждения других органов существенно не удлиняется период введения в гипертермию, а ранний восстановительный период даже укорачивается, то рассматриваемый способ получения гипертермии может быть признан весьма рациональным. Следует указать, что ни у одной из 7 собак этой серии, погибших в периоде поддержания гипертермии или охлаждения, ректальная температура не превысила 43°С.

Приведенные соображения заставили нас при изучении умеренной (но втрое более продолжительной, чем субкритическая) гипертермии систематически применять в ходе процедуры водоструйное охлаждение головы и шеи.


Температура тела животных и воды

Температура тела животных и воды

Температура тела животных и воды в ванне при общей умеренной гипертермии (40°С, 360 мин) с охлаждением головы и шеи.
1 — температура воды в ванне; 2 — температура подкожной клетчатки; 3 — прямой кишки; 4 — кожи слухового прохода.


На рисунке приводятся данные, полученные при изучении общей умеренной продолжительной гипертермии в сочетании с охлаждением головы и шеи животных.

Температурный гомеостаз в периоде нагревания (52 ± 4 мин) также характеризовался повышением в первую очередь температуры подкожного слоя, которая была выше, чем в прямой кишке, наименьшей была температура кожи в наружном слуховом проходе (около барабанной перепонки).

В периоде собственно гипертермии удавалось поддерживать температуру в прямой кишке на необходимом уровне при условии:

  • подачи в ванную теплоносителя, температура которого на 0,2 — 1,7°С (в среднем на 1,°С) выше, чем предусматривавшаяся программой опыта температура в прямой кишке,
  • одновременного орошения головы и шеи животного водой температуры 7 — 8°С.

Температура подкожной клетчатки при этом была близка температуре горячего теплоносителя и оказывалась в среднем на 1,5°С выше ректальной. Температурный градиент между прямой кишкой и наружным слуховым проходом достиг 2,4°С.

В раннем периоде восстановления (продолжительность его составила 61 ± 4 мин) наиболее быстро снижалась температура кожи наружного слухового прохода (около барабанной перепонки), затем — подкожной клетчатки и прямой кишки.


Летальность животных при проведении общей гипертермии

Летальность животных при проведении общей гипертермии

Летальность животных при проведении общей гипертермии А — период нагревания; Б — первая половина периода гипертермии; В — вторая половина периода гипертермии; Г — период охлаждения. Светлые столбики — субкритическая гипертермия, с косой штриховкой — субкритическая гипертермия с охлаждением головы и шеи, с сетчатой штриховкой — умеренная гипертермия с охлаждением головы и шеи.


На рисунке приведен график летальности при субкритической и умеренной гипертермии, проведенной разными способами. Смерть наступала главным образом в период собственно гипертермии, а также на 1 — 2-й день после опыта. Следовательно, эти этапы, в особенности период гипертермии, являются наиболее ответственными и должны привлечь наибольшее внимание при клиническом использовании гипертермии.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид