Иммунодиагностика

(Раздел написан докт. мед. наук. 3. Г. Кадагидзе.)

В последние годы большое внимание уделяют изучению роли иммунитета в клиническом течении злокачественных новообразований. Эти исследования представляют интерес для выяснения как патогенеза злокачественных новообразований, так и вопросов использования различных методов иммунотерапии онкологических больных.

Исследования по изучению иммунологического статуса при опухолях мочевого пузыря немногочисленны, причем большинство из них выполнены в последние годы.

Так, В. Hudemann и М. Seyfarth (1980) изучали реакцию гиперчувствительности замедленного типа на ДНХБ у 124 больных раком мочевого пузыря в различных стадиях и у 32 неонкологических больных (контрольная группа).

Авторы обнаружили, что реакция была положительной у 100% больных (контрольная группа), в то время как у онкологических больных результаты реакции зависели от стадии заболевания:
реакция была положительной в основном у больных раком в стадии T1, т.е. при локальном процессе, а при распространении процесса увеличилась частота отрицательных реакций. Аналогичные данные получены и другими авторами [Adolphs Н. D., Stephens L., 1977; Brosman S., 1980].

Представляют интерес результаты кожных реакций гиперчувствительности с экстрактами опухоли мочевого пузыря (белковые и полисахаридные фракции). Установлено, что у большинства больных с локальными формами заболевания отмечается положительная кожная реакция на использованный антиген, а при распространении процесса положительная кожная реакция меняется на отрицательную [Мандрик Э. В., Зак Б. И., 1975].

Данные о количестве Т- и В-лимфоцитов и их функциональной активности при раке мочевого пузыря довольно противоречивы. Т. Umeda и соавт. (1979) показали, что количество Т-лимфоцитов значительно уменьшено у больных распространенным раком мочевого пузыря.

При локальном процессе это уменьшение также наблюдалось, но было менее выраженным. При изучении субпопуляций I-лимфоцитов установлено, что количество Т-лимфоцитов, несущих рецепторы к Igg (Т-клетки — супрессоры), и их соотношение с общим количеством лимфоцитов у больных не отличались от таковых у здоровых доноров.

В то же время наблюдалось значительное уменьшение количества Т-лимфоцитов, несущих рецепторы к IgM (Т-хелперы), причем этот процесс отмечался уже на ранних стадиях заболевания и усиливался при распространении опухоли.

Количество Т-лимфоцитов, не имеющих рецепторов к IgG и IgM, у больных с опухолями не отличалось от их количества у контрольных доноров. При локальном процессе количество В-лимфоцитов практически не изменялось, а при прогрессировании процесса отмечалось наибольшее уменьшение их абсолютного количества.

Эти исследования показали, что уменьшение абсолютного количества Т-лимфоцитов и их доли в общем количестве лимфоцитов у больных объясняется избирательным влиянием опухоли на содержание Т-лимфоцитов.

В то же время S. Brosman (1980) не выявил каких-либо различий в количестве Т-лимфоцитов и клеток-носителей Fc-рецепторов у этой группы больных по сравнению со здоровой популяцией, отметив лишь большое колебание этих показателей у больных.

У больных раком мочевого пузыря в реакции ингибиции миграции лейкоцитов отмечалась корреляция с клиническим течением заболевания, что может служить дополнительным тестом для прогноза [Борисенко И. Д., Шеин И. А., 1979].

Предпринимались попытки использовать и другие иммунологические или серологические тесты для оценки клинического течения заболевания. Идентификация и характеристика раково-эмбрионального антигена (РЭА) P. Gold и S. О. Friedman (1965) обусловили многочисленные работы, посвященные его использованию у больных раком мочевого пузыря.

P. Guinan и соавт. (1975) из 308 больных обнаружили повышенный уровень РЭА в сыворотке крови у 61%. В. Wahren и соавт. (1975) отметили нормализацию РЭА в моче в процессе эффективного облучения и сохранение его на высоком уровне при резистентности опухоли к лучевой терапии или появление рецидивов.

Однако, по мнению de Kernion и Skinner (1978), повышение уровня РЭА в моче незначительно и количество его практически не меняется в зависимости от изменений общего состояния больных, поэтому он не может быть рекомендован для широкого использования.

Прогностическая ценность метода смешанной клеточной агглютинации показана J. D. Johnson и D. L. Lamm (1980): при отрицательном тесте у 11 из 15 больных в последующем развились инвазивные опухоли и распространенные carcinoma in situ, а 3 умерли в ближайшие 3 года, в то время как ни у одного больного с положительным тестом не было зарегистрировано инфильтрирующих опухолей.

По мнению некоторых исследователей, перспективным может быть определение количества фибриногена в сыворотке и продуктов распада фибриногена и фибрина в моче. Тест основан на предположении, что сгустки фибрина, расположенные вокруг опухоли, растворяются плазмином и в моче появляются продукты распада фибриногена. Этот тест можно использовать как в скрининге, так при динамическом наблюдении за лицами повышенного риска.

Однако пока еще неясно, является он биологическим маркером злокачественной опухоли или указывает на выраженность микрогематурии [Wajsman L., 1975; Tanahashi Т. et al., 1978]. Таким образом, большинство приведенных данных свидетельствует о развитии определенной степени иммунодепрессии у больных раком мочевого пузыря. Эти данные вполне обосновывают попытки использования различных методов иммунотерапии для лечения этого заболевания.


«Рак мочевого пузыря», В.И.Шипилов