Пересадка мочеточников в кишечник (идея формирования мочевого пузыря вокруг эндопротеза)

Используя идею формирования мочевого пузыря вокруг эндопротеза из местных пластических материалов, разработанную в эксперименте A. W. Bohne и соавт. (1955) и внедренную в клиническую практику коллективом кубинских врачей [Porlilla et al., 1958], Л. А. Кудрявцев и М. Ф. Поляничко применили сальник и брюшину с эндопротезом для закрытия больших дефектов после обширной резекции.

Суть «кубинской» операции состоит в следующем. После удаления мочевого пузыря в мочеточники вводят интубационные трубочки. В ложе мочевого пузыря устанавливают специальный эндопротез с уретеральными отверстиями, вокруг которого постепенно образуется полость, выполненная фиброзной и грануляционной тканью. Через 3 мес эндопротез удаляют оперативным путем.

Из-за большого количества осложнений (сморщивание резервуара для мочи, атаки пиелонефрита, недержание мочи, прогрессирующая почечная недостаточность) операция была оставлена, в настоящее время ее не применяют.

Проведя серию экспериментов, Л. А. Кудрявцев и М. Ф. Поляничко пришли к выводу, что пластика больших дефектов мочевого пузыря сальником или брюшиной с формированием его на эндопротезе способствует улучшению кровоснабжения и постепенному восстановлению уротелия. В клинике Л. А. Кудрявцев выполнил 20 обширных резекций при локализации опухоли в шейке и треугольнике Льето.

Техника операции

Резецируют шейку вместе с треугольником и устьями мочеточников. Последние пересаживают в купол, по задней поверхности его, с использованием антирефлюксной методики. Через окно в брюшине извлекают сальник, подшивают его по передней и задней поверхности к этому окну и задней полуокружности оставшейся уретры.

Между уретрой и куполом мочевого пузыря накладывают кетгутовые лигатуры и с их помощью удерживают его на необходимом расстоянии от тазовой диафрагмы с учетом создания нужной емкости. В полость мочевого пузыря укладывают баллончик, вокруг которого формируется дно из свободных краев сальника, которые спереди подшивают к уретре и куполу.

В отдаленные сроки хорошие функциональные результаты наблюдались у 6 больных, удовлетворительные — у 7. Только у одного больного имеется надлобковый свищ, но он живет уже 6 лет после операции.

М. Ф. Поляничко у 89 больных, помимо брюшины, использовал мышцы передней брюшной стенки, сальник, стенку влагалища. Умерло 7 человек.

Полученные результаты позволили автору сделать следующий вывод: «Метод перитониальной пластики позволяет в случаях, когда имеются показания к цистэктомии, сохранить мочевой пузырь за счет направленной регенерации его оставшейся части. Эта операция может быть методом выбора при распространенных новообразованиях различных стадий и локализаций».

Не располагая собственным опытом, трудно однозначно высказаться о практической ценности предлагаемых методик.

Вызывает сомнение подбор больных:
по локализации процесса они скорее всего нуждались в цистэктомии с удалением, как минимум, заднего отдела уретры.

Суммируя все известные сведения о радикальном лечении рака мочевого пузыря, можно выделить следующие, наиболее часто используемые методы отведения мочи: двусторонняя уретерокутанеостомия, пересадка мочеточников в ректальный мочевой пузырь, пересадка мочеточников в изолированный сегмент подвздошной кишки. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому в каждом конкретном случае требуется индивидуальный подход.


«Рак мочевого пузыря», В.И.Шипилов