Криохирургия в последние два десятилетия прочно вошла в арсенал средств, используемых для лечения злокачественных заболеваний различных локализаций. С 1964 г. ее применяют и в урологической практике, прежде всего при аденоме и раке предстательной железы.
Затем появились сообщения о ее эффективности и при раке мочевого пузыря [Гойхберг М. И., 1978; Никольский А. Д., Латышев М. М., 1978]. Суть метода заключается в замораживании и гибели опухолевых клеток под действием низких температур, создаваемых с помощью жидкого азота ( — 196 °С), закиси азота ( — 89 °С), жидкой углекислоты ( — 79 °С).
Экспериментальные исследования показали, что некроз стенки мочевого пузыря наступает при температуре — 50 °С. При микроморфологическом исследовании участков стенки мочевого пузыря собак в различные сроки (от 1 ч до 6 мес) после криодеструкции Ш. В. Самушия и Н. П. Изашвили (1981) обнаружили глубокие дистрофические изменения, которые привели через 15 дней к полному асептическому некрозу, а через 3 — 6 мес — образованию на этом месте соединительнотканного рубца.
Обнаруженная блокада артериальных, венозных и лимфатических сосудов, по мнению авторов, способствует уменьшению кровопотери во время операции и препятствует диссеминации опухолевых клеток.
Если в эксперименте с помощью криодеструкции можно вызвать полный некроз стенки мочевого пузыря без опасности перфорации (параллельно отторжению некротических масс протекает репаративный процесс), то вопрос о контроле за глубиной замораживания при опухолях до сих пор остается открытым.
Это основная причина скептического отношения к данному методу, так как никогда нельзя быть уверенным в радикальности проведенной процедуры. Помимо того, не определены продолжительность криоаппликации и оптимальная температура.
Применение каждым исследователем аппаратов собственной конструкции с использованием различной температуры хладоагента, отсутствие единой методики криовоздействия в совокупности с изложенными выше недостатками не позволяют провести сравнительную оценку результатов и выработать суждение об эффективности метода.
А. М. Романенко и А. Т. Носова (1981) провели морфологическое исследование биоптатов из опухоли, полученных во время криодеструкции после одной или многоразовой аппликации хладоагента с экспозицией 1 — 4 мин при температуре — 140 — 160 °С. Полученные данные внесли ясность в вопрос о продолжительности криоаппликации.
Оказалось, что основное значение для гибели опухолевых клеток имеет не продолжительность воздействия, а количество аппликаций, причем для экзофитных высоко- и умеренно-дифференцированных опухолей достаточно двух аппликаций, а при эндофитных необходимо большее их количество.
В настоящее время создано много криогенных аппаратов, отличающихся друг от друга криозондами, их размерами, способами охлаждения, использованием разных хладоагентов.
Обязательными в криогенных аппаратах должны быть следующие элементы: резервуар для хладоагента, сменные зонды, замораживающие наконечники, электроотсасыватель, отогреватель и датчик температуры.
«Рак мочевого пузыря», В.И.Шипилов