Диагноз и дифференциальный диагноз отосклероза или отоспонгиоза

Диагноз отосклероза в ранних стадиях не труден. Учет анамнеза, данные отоскопии, характер тугоухости (медленно прогрессирующая тугоухость по звукопроводящему типу в сочетании с шумом в ушах), наличие симптома паракузиса, отрицательный симптом Желле, соответствующие результаты опыта Бинга — весь этот комплекс позволяет поставить диагноз.

Известные трудности возникают при необходимости дифференцировать отосклероз от сальпингоотита (в подобных случаях помогают анамнез, исследования проходимости слуховой трубы, результаты продувания уха, опыты, подтверждающие анкилоз стремени) и адгезивного отита. В последнем случае, при наличии например, рубцовых спаек в области овального окна, а иногда и круглого окна нередко истинный характер заболевания выясняется лишь во время операции.

Особенно сложна дифференциальная диагностика отосклероза в более поздних его стадиях (со значительным вовлечением кохлеарного рецептора) от неврита слухового нерва.

Для отличия этого осложненного отосклероза от кохлеарного неврита следует иметь в виду следующее. Значительная разница в остроте слуха между левым и правым ухом больше свойственна невриту, чем отосклерозу.

Разница в восприятии шепотной и разговорной речи при отосклерозе обычно меньше, чем при неврите. Как при осложненном отосклерозе, так и при неврите отмечается большая тугоухость на высокие, чем на низкие звуки и укорочение костной проводимости. Но укорочение костной проводимости при отосклерозе обычно не достигает такой резкой степени, как при неврите. К тому же при отосклерозе при любой степени укорочения костной проводимости опыты Ринне и Желле  остаются отрицательными, тогда как при неврите они всегда положительны.

Анализ аудиометрических кривых показывает, что при отосклерозе потеря в децибеллах по костной проводимости превышает потерю по воздушной проводимости, разница между кривыми воздушной и костной проводимости (брешь) при отосклерозе, даже осложненном, превышает таковую при неврите, где указанные кривые сближены, часто совпадают  или даже перекрещиваются.

При далеко зашедшей форме отосклероза кривая костной проводимости может быть снижена на всем протяжении или круто снижаться на высоких частотах, как и при неврите, но обрыв 5 этой кривой в зоне высоких частот, нередко присущий невриту, при  отосклерозе является исключением.

В последнее время Б. М. Сагалович (1963) использовал в качестве дифференциально-диагностического теста ультразвуковые раздражения минимальной интенсивности. У больных отосклерозом со вторичным невритом ультразвуки воспринимаются, тогда как при первичном кохлеарном неврите их восприятие отсутствует.

Практически очень важно распознать участие при отосклеротической тугоухости коркового отдела звукового анализатора. Это имеет значение  для показаний к операции и прогноза при отосклерозе со смешанной тугоухостью.

Для этого пользуются рядом исследований адаптации, соотношения интенсивности и громкости речи, бинаурального слуха. У  больных отосклерозом чрезмерно длителен феномен адаптации, увеличение интенсивности речи в поздних стадиях заболевания вызывает увеличение ощущения громкости только до определенного предела, острого бинаурального слуха не превышает (как это бывает при нормальном слухе) остроты слуха на одно ухо, а равна ей.

Все это указывает на изменение соотношения процессов возбуждения и торможения в слуховой зоне головного мозга у больных отосклерозом с преобладанием торможения. Так, например, резкое понижение слуха при удовлетворительной костной проводимости, но очень плохом восприятии разговорной речи и звуков высокой частоты не свидетельствует о нейросклерозе, а является результатом тормозного состояния корковой области звукового анализатора.

«Справочник по оториноларингологии», А.Г. Лихачев