В эксперименте на крысах Windle и Chambers (1950) отмечали, что введение пиромена вызывает торможение развития соединительнотканного рубца при повреждении спинного мозга. Эта работа вызвала широкий резонанс. Было проведено много экспериментальных и клинических исследований, подтвердивших результаты авторов.
Согласно наблюдениям Т. Н. Несмеяновой с соавт. (1961), введение пирогенала оказывало отчетливое влияние на морфологическую картину рубцовой ткани при пересечении спинного мозга у собак. Поэтому, естественно, было начато применение пирогенала при Рубцовых процессах в различных органах и системах человеческого организма, вызванных теми или другими факторами.
Сюда вошли и послеожоговые рубцы и келоиды. Дальнейшие наблюдения Т. Н. Несмеяновой с соавт. (1965) показали, что применение небольших доз препарата (не вызывающих выраженной температурной реакции) более эффективно в отношении структуры рубца (ткань более рыхлая), чем использование пирогенных доз.
Еще в 1962 г. А. А. Вишневский, М. И. Шрайбер и М. И. Долгина опубликовали данные об эффективности применения пирогенала для размягчения и рассасывания рубцов, образующихся на месте взятия трансплантатов или между пересаженными марками.
Л. Г. Селезнева и М. В. Журавлева впервые в 1963 г. сообщили об эффективности пирогенала при лечении келоидов. По их наблюдениям, пирогенал способствует уменьшению зуда и болезненности в области рубцов, постепенному размягчению их, а в некоторых случаях и рассасыванию.
А. А. Баткин с соавт. (1965) ни разу не наблюдали полного рассасывания келоидов при применении пирогенала. Препарат применяется либо ежедневно в течение 20—30 дней (Л. Г. Селезнева, 1965), либо через день (А. А. Баткин и др., 1965).
«Лечение келоидов», Л.А.Болховитинова