Голову больного максимально отклоняют кзади и наклоняют чуть в сторону, противоположную исследуемой. Разрез кожи и подлежащих образований не отличается от типичного доступа для медиастиноскопии.
Однако трахею не обнажают, а пальцем тупо проделывают капал тотчас за грудиной. В отличие от медиастиноскопии по Карленсу, палец продвигают не под, а над крупными сосудами (truncus brachioceplialicus и v. anoiiyma sinistra) и далее кпереди от верхней полой вены и аорты вплоть до расположения вилочковой железы. Таким образом удается выявить расположенные здесь опухоли.
Область, лежащая латерально от дуги аорты. Осмотр технически труден и редко используется. Выполнив медиастиноскопию, нащупывают пальцем дугу аорты и препарируют щель у места отхождения левой общей сонной и подключичной артерий. Медиастиноскопом аорту оттесняют медиально, а упомянутые выше артерии очень нежно — дорсально.
Не имея собственного опыта, мы все таки полагаем, что расширение границ медиастиноскопии вряд ли имеет смысл. Относительно малая дополнительная информация не окупается возможными осложнениями и сложностью исследования, хотя осложнений мы не наблюдали. Аналогично следует оценить парастернальную медиастиноскопию, предложенную в 1965 г.
Stemmer с соавторами. Это не конкурирующий с основным методом способ, а скорее модификация его, приемлемая для тех крайних случаев, когда шейной медиастиноскопии по Карленсу недостаточно в определении операбельности, т. е. выявлении прорастания опухоли в средостение. Нужно помнить, что парастернальный доступ ограничивает возможности биопсии контралатеральных паратрахеальных лимфатических узлов.
«Медиастиноскопия», Г.И.Лукомский