Определение показаний к хирургическому лечению остается до настоящего времени сложной и не до конца решенной проблемой. Эти трудности определяются отсутствием четких критериев прогноза течения заболевания и оценки результатов лечения, нередко тяжелым состоянием больного на ранних сроках заболевания в связи с выраженной интоксикацией, сердечно-сосудистыми нарушениями и печеночно-почечной недостаточностью.
Все это подтверждает высказывание Цоллингера, что «поджелудочная железа — орган, на который нельзя положиться». Кроме того, на разных сроках заболевания трудно определить объем операции из-за сложностей определения степени поражения поджелудочной железы и отсутствия четкой зоны демаркации. Все это объясняет ненадежность и неубедительность ранних операции при остром панкреатите.
Спустя 2—3 недели после начала заболевания у ряда больных развиваются различной величины участки некроза и секвестры в поджелудочной железе и септические осложнения в ретроперитонеальной клетчатке.
В таких случаях лишь полноценная операция может спасти жизнь больного. Отсюда задачи хирургического лечения в различные фазы панкреатита не могут быть однотипными и решаться с помощью единого хирургического метода. Поэтому задачи хирургического лечения острого панкреатита можно сформулировать так: каждой фазе (форме) панкреатита — свой объем и вид хирургических вмешательств.
В связи с этим целесообразно придерживаться деления операций при остром панкреатите на ранние — в первые 2—3 суток заболевания, отсроченные — через 2—3 недели после начала болезни и поздние — через 1—2 месяца после купирования острых воспалительных явлений в поджелудочной железе (В. И. Филин и соавт., 1973; А. А. Шалимов и соавт., 1979).