Частный случай (больной С., 70 лет)

Больной С., 70 лет, поступил в институт 23/XII1957 г. с жалобами на затрудненное прохождение пищи по пищеводу, боли в подложечной области, исхудание, слабость. В начале текущего года стала появляться задержка твердой пищи, по поводу чего больной обратился к врачу по месту жительства.

При двукратной рентгеноскопии пищевода и желудка больному ставился диагноз кардиоспазм и лишь в мае 1957 г. после третьей рентгеноскопии у больного был распознан рак кардиального отдела желудка и пищевода. Была предложена операция, от которой больной отказался.

Находился под наблюдением онколога по месту жительства. В связи с нарастающими явлениями дисфагии и истощения больной в декабре 1957 г. (через 7 месяцев после установления диагноза) был направлен в институт онкологии для наложения гастростомии.

Больной правильного телосложения, питания пониженного, вес 59 кг. Кожные покровы бледные, живот запавший, болезненный при пальпации в эпигастральной области, где прощупывается плотная, бугристая, неподвижная опухоль, уходящая своим верхним полюсом под левую реберную дугу.

Анализ крови от 24/XI11957 г.: Э — 3340000, Нв — 47, Л — 6600, Э — 5, П — 1, С — 72, Лимф. — 20, М — 2, РОЭ — 2 мм в час.

Рентгеноскопия от 27/XII1957 г.: жидкая бариевая взвесь задерживается в кардиальном отделе и узкой изогнутой полоской проходит в желудок, оставляя краевые дефекты на протяжении до трех сантиметров; имеется супрастенотическое расширение и обратная перистальтика; в медиальном отделе газового пузыря желудка определяется дополнительная тень.

Рентгенологически: рак кардиального отдела желудка с переходом на пищевод.

В связи с резко выраженными явлениями дисфагии больному было показано наложение гастростомии. Больной дал свое согласие на операцию. Несмотря на резкое истощение больного, его преклонный возраст (70 лет), продолжительный срок от начала опухоли, заболевания (1 год), что создавало полную картину иноперабельной опухоли, решено перед наложением гастростомии произвести ревизию брюшной полости.

После соответствующей подготовки 15/I1958 г. больному под эндотрахеальным наркозом произведена лапаротомия, обнаружена больших размеров опухоль, занимающая кардиальный отдел и часть тела желудка.

Опухоль плотной консистенции, бугристая, спаяна с поджелудочной железой и задней брюшной стенкой. Видимых метастазов в окружающих органах нет. С большим трудом удалось мобилизовать опухоль. Произведена тотальная гастрэктомия с наложением впередиободочной эзофагоеюностомии.

Описание макропрепарата: желудок с большим и малым сальником, со стороны слизистой имеется язвенно-инфильтрирующая опухоль, размером 12 X 8 см, прорастающая все слои желудочной стенки, опухоль кольцевидно охватывает вход в желудок.

Гистологически: солидный рак.

Послеоперационный период протекал без осложнений.

Выписан 13/II1958 г. В последующие годы больной находился под наблюдением онколога по месту жительства, периодически обследовался в институте. Умер в 1965 г.

Таким образом, этот больной, опухоль у которого была признана иноперабельной, благополучно перенес тотальную гастрэктомию и прожил после операции более семи лет.

Клинические и рентгенологические данные убедительно свидетельствовали о наличии у этого больного запущенной опухоли и тем не менее она оказалась операбельной. Такого рода наблюдения, хотя они и встречаются сравнительно редко, говорят о необходимости очень осторожного подхода к вопросам об отказах в госпитализации больным, у которых отсутствуют неопровержимые данные в виде отдаленных метастазов, свидетельствующие о явно иноперабельной опухоли.

Вместе с тем эти наблюдения оправдывают и широкие показания к пробным лапаротомиям, хотя такая тактика снижает, естественно, показатели частоты радикальных вмешательств по отношению к общему числу оперированных.

Последнее обстоятельство зависит, кроме того, от широты показаний к радикальным операциям при далеко зашедших формах опухолей с распространением их на соседние органы и ткани, т. е. к расширенным и комбинированным вмешательствам.

«Тотальная гастрэктомия при раке желудка»,
А.И.Саенко