Острое воспаление верхнечелюстной пазухи в дошкольном и школьном возрасте

Острое воспаление верхнечелюстной пазухи в дошкольном и школьном возрасте, как правило, протекает значительно легче. При этом наиболее часто встречается изолированное поражение пазухи — по данным Л. А. Бухмана и Г. Б. Волчка (1978), в 65,8 % случаев. У детей, больных острым гайморитом, начиная с 4 — 5-летнего возраста, общая интоксикация менее выражена.

Отмечается умеренное повышение температуры с подъемами до высоких цифр при задержке в пазухах отделяемого. Обычно температура в течение нескольких дней снижается или остается повышенной только по вечерам, иногда она бывает длительное время субфебрильной. Как правило, наблюдаются некоторые нарушения деятельности ЦНС — подавленность ребенка, расстройства сна и трудоспособности, понижение аппетита.

В начале заболевания дети могут жаловаться на головную боль и боль в области пораженной пазухи. Часто боль локализуется только в пределах верхнечелюстной пазухи, наиболее интенсивна в первые дни заболевания и постепенно стихает при появлении обильных выделений в носу. Нередко ощущение болезненности и напряженности усиливается при надавливании на щечную поверхность верхнечелюстной пазухи и постукивании по зубам на соответствующей стороне. Вопрос о происхождении головной боли при остром гайморите до настоящего времени недостаточно выяснен, и, по-видимому, ее возникновение имеет сложный генез.

Одни авторы считают, что причиной являются закрытие выводных соустий пазухи, воспаление и увеличение объема слизистой оболочки, переход воспалительного процесса на ветви тройничного нерва [Дайняк Л. Б., 1974]. Другие предполагают, что головная боль может быть обусловлена как неврологической реакцией в результате местного раздражения тройничного нерва, так и реакцией чувствительных окончаний в стенках экстракраниальных сосудов.

По предположениям некоторых авторов, она возникает при раздражении нервных рецепторов слизистой оболочки пазухи, что приводит к нарушению ликворообразования мозга и внутричерепной гипотензии [Сепп М. А., 1970]. Большое значение при этом придается как нейро-рефлекторным, так и сосудистым компонентам реакции головного мозга [Дунайвицер Б. И. и др., 1983].

Одним из важных симптомов острого гайморита является затруднение носового дыхания. При этом заложенность носа с двух сторон, возникшая при ОРЗ или гриппе, становится у многих односторонней или превалирует на стороне пораженной пазухи. Затруднение носового дыхания сопровождается появлением патологических выделений из носа. У большинства больных детей вначале они бывают серозными, позже становятся более мутными и вязкими, приобретая слизисто-гнойный или гнойный характер.

Но иногда выделения из носа с самого начала могут быть гнойными или гнойно-геморрагическими и даже с гнилостным запахом. Количество их зависит от условий оттока, обусловленного состоянием естественного соустья верхнечелюстной пазухи [Blahova О., Koleskova D., 1981].

Из более непостоянных и менее значимых в клинике симптомов необходимо отметить нарушение обоняния, а также присоединение слезотечения и светобоязни, которые объясняются значительным отеком слизистой оболочки полости носа.

По данным некоторых авторов, гипосмия или аносмия встречаются в 45 — 70 % случаев [Димов Д., 1973; Кицера А. Е., 1975].

Основным объективным симптомом острого воспаления верхнечелюстной пазухи является наличие слизистых или слизисто-гнойных, а еще чаще — гнойных выделений (от 24 до 87,2 %). Как правило, выделения скапливаются и стекают из среднего носового хода. В некоторых случаях, при выраженном отеке слизистой оболочки в этой области полости носа, свободных выделений обнаружить не удается, но тогда патологическое отделяемое можно увидеть при задней риноскопии в носоглотке. Помимо этого, при передней риноскопии наблюдаются отек и гиперемия слизистой оболочки полости носа (более чем у 81 % больных).

В тяжелых случаях, особенно при острых гайморитах, возникших при общих инфекциях или одонтогенного происхождения, могут возникнуть припухлость мягких тканей щеки, инфильтрация и отек нижнего века, больше у основания лобного отростка верхней челюсти. Иногда отек и инфильтрация частично распространяются на верхнее веко, прикрывая глазную щель, наблюдаются хемоз и легкое смещение глазного яблока кверху — кнаружи (у 3 — 7 % больных).

В большинстве случаев у детей дошкольного и школьного возраста наблюдается описанная симптоматика, поэтому диагностировать острое воспаление верхнечелюстной пазухи нетрудно. В то же время в некоторых случаях характерные признаки острого гайморита отсутствуют, риносинусит начинается и протекает очень вяло, практически бессимптомно. В этих ситуациях внимательный опрос родителей и тщательное обследование позволяют выявить длительную слабость и недомогание, иногда субфебрилитет, а из объективных данных — часто затрудненное носовое дыхание и периодически появляющиеся гнойные выделения из носа.

Анатомо-топографическое расположение верхнечелюстной пазухи позволяет в сомнительных случаях и для точного обоснования диагноза острого гайморита легко применить дополнительные методы диагностики.

Последовательно, в зависимости от возрастных особенностей больного ребенка, проводят пробы с наклоном, с отсасыванием отделяемого, зондирование пазухи, пробный диагностический прокол верхнечелюстной пазухи; во всех случаях желательно, чтобы последнему предшествовало рентгенологическое исследование. Подобными методами определяются точная локализация процесса и его распространенность, характер патологического содержимого пазухи, представляется возможность микробиологического исследования отделяемого из пораженной пазухи и определения чувствительности микрофлоры к антибиотикам.

Одновременно проводят клинико-лабораторные исследования: клинический анализ крови и мочи в динамике наблюдения за больным, биохимические и иммунологические исследования, при необходимости — выявление аллергического компонента.

«Воспаление придаточных пазух носа у детей»,
М.Я. Козлов