Прогредиентные формы слабоумия

Прогредиентные формы слабоумия характерны для врожденных дефектов метаболизма (энзимопатическое слабоумие) [Лебедев Б. В., Блюмина М. Г., 1972].

Подозрение на психическое недоразвитие может возникнуть во второй половине первого года жизни ребенка, если при нормальном соматическом состоянии, нормальном слухе и зрении отсутствуют или слабо выражены реакции на окружающее, если у него не удается отметить дифференцированной улыбки, комплекса оживления при общении со знакомыми взрослыми.

Такой ребенок не отличает «своих» от «чужих», не дает дифференцированной реакции на мать, не интересуется игрушками: мимические выразительные движения отсутствуют, взгляд мало выразительный, улыбка появляется поздно и имеет подражательный характер; отсутствуют предметно-манипулятивная деятельность и начальное понимание обращенной речи.

Характерно длительное сохранение пищевой доминанты автоматического зрительного прослеживания. Отставание в моторном развитии может быть, разной степени — от легких форм до грубой задержки.

Однако во всех случаях отставание в моторном развитии обусловлено не первичным поражением двигательной системы, а снижением или отсутствием мотивации.

Динамика возрастного развития зависит от тяжести синдрома, а также от того, прогредиентен ли патологический процесс, его обусловивший. Очевидно, что прогредиентное течение слабоумия будет сопровождаться неуклонным снижением количественной оценки уровня возрастного развития.

Однако даже при отсутствии прогредиентности слабоумия как такового потеря баллов по шкале также может с возрастом увеличиваться по мере усложнения возрастных функций и повышения требований к участию мыслительной деятельности в становлении функций.

При некоторых формах слабоумия (например, болезнь Дауна) уровень психомоторного развития на первом году жизни остается стационарно низким.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба

← Назад
Вперед →