Туберкулезный лимфаденит

Эпителиоидноклеточная гранулема при туберкулезе представляет собой наиболее рано и подробно изученную гранулему этой группы, которая определяет и название заболевания (туберкул — туберкулез). Лимфатические узлы в свою очередь являются одной из основных локализаций заболевания, характеризующей прежде всего первичный туберкулез. Заболевание лимфатических узлов имеет также и значение как самостоятельная форма.

Цитологическая картина при туберкулезном лимфадените в его типичной форме характеризуется наличием эпителиоидных клеток, сгруппированных среди участков лимфоцитов и лимфобластов скудностью плазматических клеток (в среднем 2,9%, по нашим исследованиям — I. Valkov, 1972). Обнаружение бесструктурных детритных масс в мазках позволяет провести дифференцировку с саркоидозом, а при наличии гигантских клеток типа Лангханса подтвердить диагноз. Цитологический диагноз поставить очень трудно, а иногда и невозможно, в случаях значительного фиброзирования и гиалинизации бугорков, что препятствует попаданию характерных клеток в пункционный материал.

Гистологическая картина характеризуется наличием бугорков (туберкулов). Это гранулемы, в которых эпителиоидные клетки склонны к расположению в виде частокола. На периферии гранулемы обнаруживается слой мелких лимфоцитов.

В центральной части наблюдается более или менее выраженный некроз казеозного типа, для которого характерны отсутствие структуры и интенсивное окрашивание в розовый цвет эозином. Среди участков некроза, особенно на их периферии, находят фрагменты ядра — результат кариорексиса, которые иногда придают синеватый оттенок некротическому участку.

Форма и размеры туберкулов очень различные в одном и том же лимфатическом узле, что имеет существенное значение для отдифференцирования от саркоидоза.


Туберкулез лимфатического узла

Туберкулез лимфатического узла

В центре туберкул с выряженным некрозом и клетки Лангхагса (увел. 12).


По соседству с некротическим центральным участком часто обнаруживают одну или несколько гигантских клеток типа Лангханса. Туберкулам свойственна тенденция сливаться и образовывать иногда обширные территории эпителиоидных клеток, среди которых, однако, при тщательных поисках можно найти небольшие очаги кариорексиса и начального творожистого некроза. С другой стороны, слияние туберкулов может произойти на уровне творожистого распада и тогда появляются обширные участки некроза. В таких случаях может некротизироваться почти весь лимфатический узел.

Диагноз туберкулеза ставится на основании тщательного исследования периферии некротических зон, где обнаруживаются остатки эпителиоидно-клеточного валика или даже целые небольшие новые туберкулы. Постановке этиологического диагноза способствует выявление туберкулезных микобактерий или при окрашивании но Цилю-Нильсену, или при флюоресцентном методе, или путем инокуляции морской свинке.

Диагноз затрудняется при далеко зашедшей стадии фиброзирования и гиалинизации, что указывает наступивший процесс выздоровления. В таком случае можно наблюдать наличие участков гиалинизации, контуры которых в некоторой степени повторяют очертания полициклических контуров слившихся туберкулов. Однако наряду с ними обнаруживают и полоски фиброзной пролиферации и отложения гиалина, в которых нет ничего характерного. Большие трудности при диагнозе вызывают ранние стадии туберкулезного лимфаденита, отличающиеся неспецифической картиной воспаления, к которой присоединяется разрастание светлых клеток — так наз. светло-клеточная гиперплазия или «аденит с гипертрофическими гистиоцитами», по P. Cazal.

Образуются тяжи из больших светлых клеток, анастомозирующих между собой. Переход этих клеток в эпителиоидные явный, поэтому необходимо в серийных срезах проводить поиски более характерных группировок, являющихся началом образования самих туберкулов. Такая картина сходна с токсоплазмозным лимфаденитом.

Морфологическую картину, сходную с описанной выше, можно наблюдать иногда в регионарных лимфатических узлах после проведения прививки БЦЖ (так наз. БЦЖ-лимфома, или бецежит). При пероральном применении вакцины наблюдались реакции со стороны шейных и брыжеечных лимфатических узлов, а при накожной прививке вакцины — в подмышечных, надключичных и эпитрохлеарных лимфатических узлах. В редких случаях может наступить и генерализованное поражение.

Макроскопически лимфатические узлы могут достичь размеров 3 — 4 см и срастись. На более поздних стадиях иногда наступает казеификация с прорывом наружу и развитием свищей.

Цитологическая и гистологическая находки не отличаются от находок при обычном туберкулезном лимфадените, вызванном вирулентными бактериями. Иногда нам приходилось наблюдать картину неспецифического лимфаденита. Повсюду в паренхиме узла видны рассеянные гиперплазированные лимфатические фолликулы, светлые центры которых находятся на различных стадиях развития: наблюдаются как светлые центры, богатые макрофагами, заполненными ядерными остатками, так и такие центры, в которых обнаруживаются эпителиоидно-подобные клетки, разделенные полосками гиалинового материала.

Синусы расширены и заполнены до отказа лимфоцитами. Плазмоциты почти полностью отсутствуют.

«Патология лимфатических узлов», И.Н.Вылков