Патогенез

Представления о патогенезе эпилепсии в основном базируются на экспериментальных электрофизиологических исследованиях. После разработки метода электроэнцефалографии, обнаружившей специфические для эпилепсии изменения биоэлектрической активности головного мозга, были предприняты первые попытки искусственной регуляции ритма коры больших полушарий у экспериментальных животных.

Было показано, что при постепенном увеличении ритма световых или звуковых раздражений нарастает частота колебаний на ЭЭГ.

«Усвоение ритма», как названо это явление, происходит не равномерно, а скачкообразно, причем перед каждым очередным повышением ритма регистрируется более или менее продолжительный латентный период. Феномен «усвоения ритма» объясняется постепенным увеличением функциональной лабильности нейронов, не справляющихся с возрастающим потоком афферентных сигналов.

По мере дальнейшего учащения ритма наступает все большая синхронизация биоэлектрической активности различных отделов мозга, исчезает ритмическая индивидуальность, автономность отдельных центров и систем.

Предполагается, что гиперсинхронизация является важным звеном в патогенезе формирования высокой судорожной готовности при эпилепсии.

Биоэлектрическая автономность различных анализаторов у взрослых является результатом более или менее длительного индивидуального развития. У детей дифференциация функций коры больших полушарий происходит постепенно, по мере роста.

Поэтому биоэлектрическая активность детского мозга отличается относительно большей синхронизацией, чем у взрослых, что отчасти может объяснить повышенную предрасположенность детей к пароксизмам.

«Детская неврология», О.Бадалян