Аргументация Шеррингтона

В приведенном высказывании Шеррингтона ясно видно, к каким последствиям приводит дуалистическое противопоставление духовных и телесных явлений, абсолютизация различий делает психическое недосягаемым для научного познания.

Кроме того, аргументация Шеррингтона неубедительна по существу, ибо психическое есть свойство высокоорганизованных материальных процессов, оно, действительно, не может быть отнесено к категории физических явлений, подобно тому, как не может быть к ним отнесена информация — не сигнал информации, а именно информация как таковая. Но отсюда еще не следует, что информация не может быть объектом естественнонаучного исследования.

В равной мере и психическое, будучи в высшей степени оригинальным явлением, становится перед лицом естествознания заурядным объектом изучения, как всякое свойство.

Шеррингтон чрезмерно пессимистически оценивает достижения естествознания в области исследования природы психических явлений. На Лондонском симпозиуме по проблеме физического и психического, состоявшемся в 1950 г., он повторяет свою мысль, высказанную впервые в 1906 г. (в книге «Интегративная деятельность нервной системы»), что в области познания отношения духа к телу мы не продвинулись вперед по сравнению с Аристотелем.

Попытка дальнейшего развития и конкретизации концепции Шеррингтона была предпринята его учеником, крупнейшим современным специалистом в области физиологии нейрона и синаптических образований Дж. Экклзом.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов