Специфическое антибактериальное лечение

Специфическое антибактериальное лечение костно-суставного туберкулеза проводится путем внутримышечных инъекций стрептомицина из расчета 0,1 г на 10 кг веса, что укладывается в следующую схему суточных доз: 0,3 г для маленьких детей, 0,5 г для детей старшего возраста, 0,75 г для подростков и 1 г для взрослых.

Инъекции стрептомицина обычно сочетаются с дробным приемом внутрь ПАСК (парааминосалициловая кислота) — в суточной дозе от 5 до 10 — 12 г и фтивазида в суточной дозе от 0,2 до 1 г или подобного же зарубежного препарата — изониазида (гидрозид изоникотиновой кислоты). Курс такого лечения в среднем равняется 3 месяцам, причем в отдельных случаях этот срок удлиняется до 4 — 5 месяцев, иногда с перерывами.

В Институте хирургического туберкулеза с 1951 г. стрептомицинотерапия была применена при лечении туберкулеза коленного сустава у 168 больных, которые нами разделены на три группы.

Первую группу составили 99 больных, у которых стрептомицинотерапия была применена в качестве дополнительного пособия при радикальных операциях: у 82 — при резекции сустава и у 17 — при удалении костных очагов (некрэктомии); здесь стрептомицинотерапия, несомненно, содействовала большей безопасности и эффективности оперативного вмешательства.

Во вторую группу вошли 24 больных со свищами, из которых только 7 лечились консервативно и 17 подверглись операции (12 резекций, 4 некрэктомии и 1 артротомия), у всех у них наблюдались благоприятные результаты.

Наконец, третью группу, в которой стрептомицин применялся для лечения основного процесса, составили 45 больных. У 14 из этих больных была синовиальная форма и получены отличные результаты, у 7 первичные оститы, у 5 из них закончились ликвидацией и у 2 — отграничением и, наконец, у 24 больных — вторичные деструктивные изменения.

У этих последних больных стрептомицинотерапия существенного влияния на течение туберкулезного процесса не оказала, почему у 10 лечение закончилось резекцией сустава, при которой обнаружены остаточные специфические — грануляционные и казеозные — патоморфологические изменения.

Приведем два примера успешного лечения стрептомицином синовиальных поражений колейного сустава.

Больная Л., 7 лет

Больная Л., 7 лет, поступила в институт 9/1 1954 г. по поводу туберкулезного синовита правого коленного сустава с давностью заболевания 11 месяцев. При поступлении общее состояние больной удовлетворительное. Внутренние органы без патологических изменений. Жалобы на боль в правом коленном суставе, который увеличен в объеме на 1,5 см. При пальпации сустава определялась болезненность по ходу суставной щели и в области верхнего заворота. Конечность удлинена на 1 см. Мышечная атрофия бедра 1 см, голени — 1 см. Движения в коленном суставе несколько болезненны.

На рентгенограмме определялся значительный остеопороз костей правого коленного сустава без деструктивных и очаговых изменений. Суставная щель не сужена.

В институте больная получала комплексное консервативное лечение с применением гипсовой повязки и принимала стрептомицин (40 г) в сочетании с ПАСК (720 г).

Боли исчезли вскоре после наложения гипсовой повязки. Через 3 месяца пролиферация мягких тканей не определялась, исследование сустава стало безболезненным. Через 10 месяцев сустав имел нормальную конфигурацию, рентгенологически определялся умеренный остеопороз и увеличение высоты эпифизов костей. Контуры суставных поверхностей без изменения, щель не увеличена. Сгибание в коленном суставе возможно до угла в 90°.

Больная С., 3 лет

Больная С., 3 лет, поступила в институт 17/IV 1951 г. по поводу туберкулезного синовита правого коленного сустава и инфильтративного бронхоаденита с давностью заболевания 3 месяца.

При поступлении общее состояние несколько ослабленное; девочка бледная. Вдоль позвоночника с обеих сторон укорочение перкуторного звука и выслушивалось несколько ослабленное дыхание.

Правый коленный сустав шаровидной формы, увеличен в объеме на 3 см, горяч на ощупь и болезнен при пальпации по суставной линии. Коленный сустав в положении небольшой контрактуры под углом 170°, сгибание возможно до угла 120°. Правая нижняя конечность удлинена на 1 см. Мышечная атрофия бедра 1 см и голени — 1 см.

При исследовании крови наблюдалась ускоренная РОЭ до 40 мм в час и повышенный лейкоцитоз до 12 000.

На рентгенограмме определялся значительный остеопороз костей, образующих правый коленный сустав. Деструктивных очаговых изменений не обнаружено.

В институте девочке проводилось санаторно-ортопедическое лечение, она получила 30 г стрептомицина и 300 г ПАСК.

Через 4 месяца от начала стрептомицинотерапии воспалительные явления в правом коленном суставе исчезли, увеличился объем движений.

На рентгенограмме через год после поступления (перед выпиской) имеется умеренный остеопороз костей, образующих правый коленный сустав, эпифизы бедра и большеберцовой кости несколько увеличены, контуры костей и суставной щели без изменений.

Через 6 лет после выписки девочка здорова. Процесс затих, движения восстановились в полном объеме.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев