Опасности и ошибки

Опасности при производстве резекции коленного сустава связаны прежде всего с возможностью повреждения и перерастяжения подколенных сосудов и нервов. Наибольшая опасность имеется в отношении повреждения подколенной артерии, ближе всего прилежащей к подколенному апоневрозу и к заднему отделу суставной сумки при иссечении последней.

Такая опасность может быть связана либо с грубым нарушением принципов экономности и с производством операции вслепую, либо с обширностью патологических изменений, в особенности с остаточными абсцессами, свищевыми ходами и большими рубцовыми втягиваниями, затрудняющими ориентацию.

В таких случаях не следует во что бы то ни стало добиваться чрезмерно радикального удаления всех измененных мягких тканей, в особенности рубцовых; необходимо учесть также, что при максимальном сгибании голени сосуды отходят дальше кзади, если они не спаяны рубцом (смотрите рисунок ниже).


Положение сосудистого пучка при разогнутом
и согнутом колене (по Ланц и Ваксмуту)

Положение сосудистого пучка при разогнутом и согнутом колене (по Ланц и Ваксмуту)


Мы произвели свыше 1000 резекций и ни разу не наблюдали ранения подколенной артерии; возникшее один раз позднее кровотечение из подколенной артерии через несколько

дней после операции связано было не с повреждением, а с ее изъязвлением. Повреждение же нервов, главным образом малоберцового, может быть лишь при обширных опилах костей голени и неумеренных манипуляциях в наружном отделе коленного сустава.

Следует предвидеть также опасности при форсированных исправлениях, остающихся после резекции больших искривлений и смещений, что может повести либо к сдавлению сосудов и сужению их русла и, следовательно, к расстройству кровоснабжения с отечностью ткани и даже некрозом, либо к перерастяжению нервных стволов с двигательными или чувствительными расстройствами.

Подобные же явления могут наблюдаться от давления извне при слишком туго наложенной гипсовой повязке или изнутри при образовании гематомы в раневой полости, что, конечно, требует экстренных мер для уменьшения давления — вырезания окна в повязке, пункции гематомы и т. д. Временный парез малоберцового нерва был отмечен у 8 больных и у одного — паралич большеберцового.

Ошибки, которые возможны при производстве резекции, заключаются прежде всего в недостаточной радикальности операции в смысле неполного удаления болезненно измененных тканей, в особенности в задних отделах сустава, а вместе с тем и в излишней обширности вмешательства, т. е. в недостаточно экономном опиливании суставных концов, в особенности в передневерхнем отделе бедра, вследствие чего образуется не цилиндрическая, а коническая поверхность, что уменьшает площадь соприкосновения и препятствует полной адаптации резецированных отделов.

О важности сохранения ростковых зон уже говорилось. Далее ошибкой является недостаточное соприкосновение остатка надколенника с верхним отделом большеберцовой кости при артродезировании, что ослабляет прочность костного сращения; еще большая ошибка — полное удаление коленной чашечки и неиспользование здоровой ее части для создания переднего костного моста.

Наконец, ошибки допускаются при послеоперационной фиксации конечности в смысле неправильного сопоставления суставных поверхностей и смещения голени кзади, а также в смысле недостаточности исправления имеющегося сгибания голени или, наоборот, чрезмерного выпрямления, в особенности переразгибания.


«Клиника и лечение костно-суставного туберкулеза»,
П.Г.Корнев