Педагогическо-воспитательная работа

Педагогическо-воспитательная работа в костно-туберкулезных учреждениях с длительным постельным пребыванием больных, преимущественно детей, приобретает особенное значение. Она входит в распорядок дня как обязательная составная часть общего режима и в значительной степени способствует его правильному проведению.

С этой точки зрения школьные занятия с больными мы рассматриваем не только как меру педагогическую, в смысле продолжения образования, но и как меру медицинскую, укрепляющую нервно-психический тонус больных и тем способствующую лучшему восприятию ими наших лечебных воздействий.

Педагогическо-воспитательная работа, занимая больных и пробуждая в них особые интересы, повышает дисциплинированность, в частности, в отношении проведения установленного режима, соблюдения распорядка дня, выполнения медицинских назначений.

Само собой разумеется, что в лечебном учреждении задачам лечения должно быть подчинено все, в том числе и педагогическая работа, но вместе с тем для последней должны быть созданы условия, обеспечивающие ее осуществление в полной мере.

Педагог и воспитатель — первые помощники врача, и вместе с тем врач особенно заинтересован в правильной постановке воспитательно-педагогического дела.

Цель педагогов и врачей (медико-педагогические советы) — создать условия, при которых медицинские и педагогические задачи осуществлялись бы правильно.

В зависимости от возраста больных, эта работа будет различна. У маленьких детей, у дошкольников, на первом месте стоит воспитательная работа: регулирование образа жизни детей, предоставление им занятий, вовлечение их в общую работу коллектива, организация игр, хорового пения, чтений, рисования, лепки, рукоделия и т. п.

С более старшими детьми, со школьниками, необходимо проводить систематическую педагогическую работу, придерживаясь нормальных школьных программ, для чего в начале учебного года больных нужно перераспределить в палатах по классам.

Опыт показал, что костнотуберкулезные лежачие больные с успехом выполняют нормальную школьную программу. В отдельных случаях, в зависимости от состояния здоровья больного, приходится уменьшать нагрузку, замедлять темпы обучения, но среди больных бывает немало одаренных школьников, которые прекрасно учатся.

Педагогическая работа обычно не отражается на здоровье детей, наоборот, она их оживляет, поднимает их тонус, и, если в отдельных случаях по состоянию здоровья приходится некоторых больных выводить из коллектива учащихся, они часто страдают от этого и требуют, чтобы их вернули в коллектив для участия в общей жизни, в частности, к нормальной учебной работе.

Кроме педагогической работы, надо позаботиться о так называемых клубных групповых занятиях и развлечениях больных во внеклассное время. Эти занятия должны быть разумными и развивающими детей: кружки самодеятельности, политбеседы, кино, чтения, игры, рукоделия и разного рода мастерства, приучающие больных к трудовым процессам.

В конечном счете в каждом санатории должна быть создана нормальная школа (семилетка или десятилетка, в зависимости от возраста больных). Организация педагогической работы для взрослых больных — задача более сложная, поскольку школьные занятия для них — уже прошедший этап.

Особенное значение для них приобретают трудовые процессы, которые должны привить больным определенные трудовые навыки; это даст возможность трудоустройства таких больных в дальнейшей жизни. У нас в институте большим успехом пользуются курсы по подготовке бухгалтерских и конторских служащих.

Таким образом, для больных всех возрастов педагогическо-воспитательная работа и трудовые процессы являются очень важными элементами построения режима.

«Костно-суставной туберкулез», П.Г.Корнев