Кузнечно-прессовые и штамповочные цехи

В них осуществляют динамическим путем или с помощью давления штамповку и прессование заготовок, нагретых до 900 — 1800°С, для получения из них фасонных изделий. В этих цехах при обработке тяжелых деталей выделяется тепло и температура летом может достигать 40 — 45°С. Шум в этих цехах импульсный, широкополосного спектра. Превышение предельно допустимых уровней в спектре 63 — 8000 Гц составляет 8 — 40 дБ.

Произведенные замеры в кузнечных цехах различных предприятий крупного машиностроения показали, что при работе молотов на рабочих местах кузнецов колебания интенсивности шума в среднем находятся в пределах 110 — 115 дБ. На расстоянии 2 м от рабочего места кузнеца интенсивность шума составляет 100 дБ, а в помещении цеха во время работы агрегатов — 90 дБ.

Чугунолитейный цех

Формовочное отделение

На рабочем месте формовщика шум импульсный, широкополосного спектра с общим уровнем 102 — 104 дБ (103 дБА). Превышение предельно допустимых уровней в октавных полосах 125 — 8000 гЦ составляет 5 — 14 дБ. При работе формовочных машин на работающих действует, помимо шума, общая вибрация различных параметров, а при имеющемся периодическом контакте с оборудованием через руки рабочего передается местная вибрация.

В формовочностержневых отделениях при механической формовке рабочие подвергаются совместному действию шума до 95 — 100 дБ и вибрации. Много пыли дает обдувка форм сжатым воздухом. Некоторые крепители для стержней могут служить источником выделения токсических веществ (растительные масла, аммиак, формальдегид и др.).

Клепальные работы

При соединении деталей, изготовленных из алюминия, используется клепка, так как ее нельзя заменять сваркой.

Клепально-сборочные работы широко распространены в самолетостроении. Клепальщики работают с помощью пневматических ручных молотков; при этом возникает интенсивный шум, достигающий 103 — 108 дБ А. В течение рабочего дня клепальщик расклепывает более 1000 заклепок, и при переходе от заклепки к заклепке бывают паузы, во время которых уровень шума снижается до уровня фона в цехе. Однако в связи с тем, что вокруг работают другие клепальщики, уровень фона снижается незначительно.

Мотороиспытательные работы

Изготовленные на заводе двигатели внутреннего сгорания (авиационные, тепловозные и др.) подлежат стендовому испытанию. При этом моторы устанавливаются на бетонированных стендах, расположенных в один или несколько рядов, с расстоянием между ними около 2,5 м.

Испытатели дизельных двигателей подвергаются воздействию шума в течение всего рабочего дня. В цехе испытаний на стендах находится одновременно несколько двигателей, которые группируются по мощности. Имеются также испытательные боксы, где устанавливается двигатель; пульт же управления и контроля расположен снаружи бокса, где шум значительно ниже и может при грамотном расчете звукоизоляции бокса удовлетворять требованиям норм. Группа испытателей в условиях открытых стендов для испытания мощных дизельных двигателей находится непосредственно в цехе и подвергается действию постоянного шума, равного 113 — 118 дБ А (эквивалент 115 дБА). Шум при испытании моторов в боксах достигает 118 — 130 дБА. Эквивалентный уровень при испытании в боксах равен 120 дБА.

«Профессиональные заболевания ЛОР-органов»,
В.Е.Остапкович, А.В.Брофман

Популярные статьи разделаПопулярные статьи раздела