По «следам» памяти

Нередко можно встретить человека, который жалуется на плохую память, на то, что «ничего в голове не держится».

Как часто можно услышать от знакомых и незнакомых людей: «забыл, как называется фильм», «забыл позвонить».

А что означает это злополучное слово «забыл»? И почему, казалось бы, хорошо известные вещи внезапно забываются, а какая-то пустячная деталь (например, лежащая на тротуаре урна) или случайно услышанная фраза долго, настойчиво вспоминается?

Вопрос о «забывании» является частью большой и сложной проблемы познания механизмов памяти, которая волнует человека издавна.

Еще Аристотель так примерно объяснял эти явления (в трактате «О памяти и припоминании»): разнообразные впечатления производят в нашей душе своего рода «отпечатки», похожие на следы, оставленные на мокром песке. Забывания же можно сравнить с морской волной, смывающей эти следы.

«Отпечатки» — не только образное сравнение. В этом термине заложена своеобразная концепция, которой придерживались многие поколения психологов. Позднее, уже в прошлом столетии, физиологи и психологи термин «отпечатки» заменили понятием «остатки нервных процессов».

Применялись и более «наукообразные» слова — «диспозиции», «энграммы». Суть, однако, не в названиях. Главное состоит в том, что забывание рассматривалось как распад, разрушение (полное или частичное) «энграмм», разрыв связей между «следами» памяти.

«Медицина сегодня», В.Шапоров