Картина припоминания

Известны многочисленные случаи, когда забывание нельзя поставить в зависимость от мотивов, вызывающих вытеснение. Часто забывание представляет собой не пустоту, не некий вакуум, а неправильное воспроизведение. Для того чтобы раскрыть механизмы забывания, надо тщательно изучить неправильности в явлениях памяти. Речь идет о различных ошибках, заменах и пр.

Для объяснения этих явлений советскими исследователями была выдвинута оригинальная вероятностная концепция припоминания. Сущность ее в следующем. Многие психологи изображают особенности припоминания как готовый результат других процессов памяти: запоминания, динамики следов и торможения. Иначе говоря, картина припоминания заранее жестко предопределена тем, как протекало запоминание, что происходило со следами памяти и т. д.

Согласно новой концепции, в ходе припоминания человек равновероятно использует те представления, слова, мысли, которые выступают для него в некотором смысле как равнозначные. Тут можно привести аналогию с такой ситуацией. Предположим, кассир должен выплатить рабочему сто рублей. Для него безразлично, какими ассигнациями он при этом воспользуется. Может, например, червонцами, может пятерками, может, одной сторублевкой. Приблизительно так же происходит процесс припоминания. Вероятностная концепция припоминания позволяет по-новому подойти к проблеме забывания.

Например, при воспроизведении заученного предложения «Мальчик мчался по улице» ученик вместо слово «мчался» сказал «бежал». С точки зрения концепции, о которой идет речь, ошибка здесь связана не с разрушением или трансформацией следов памяти, а с тем, что оба глагола умчался» и «бежал» в данном случае для ученика имеют одинаковое значение, потому что он употребляет их безразлично. Легко в свете указанной концепции объяснить, почему так трудно передать текст дословно.

Так как многие слова и понятия выступают для человека как равноценные, они и припоминаются безразлично. Однако с помощью определенных действий (более глубокого осмысления, сопоставления, многократных повторений) можно добиться, чтобы смешивающиеся слова перестали быть равнозначными для запоминания, и тогда припоминание становится более точным (как говорится, текст заучивается «назубок»). Равнозначность не всегда приводит к безобидным ошибкам. Иногда для вспоминающего сходными оказываются понятия, которые объективно не являются таковыми. Вот типичный пример.

«Медицина сегодня», В.Шапоров