А есть ли на Земле еще растения, которые могли бы соперничать с женьшенем лекарственным действием?

Ботаники обратили внимание на другие виды растений из того же семейства аралиевых. Их на нашем Дальнем Востоке несколько.

Элеутерококк, колючий кустарник — один из них. Невероятно жесткий и колючий, он приобрёл дурную славу» у тех, кому приходится продираться сквозь таежные дебри. Местные жители наградили элеутерококк метким названием «чертов куст». И нередко неопытные «охотники за женьшенем» обманывались, принимая молодые побеги чертова куста за женьшень.

Ведь и то и другое растение имеют почти одинаковые пятираздельные листья. Но если черешки листьев женьшеня исходят из одного узла на стебле и добавляются лишь по листочку в год, то элеутерококк растет быстро, стремительно размножается корневыми отпрысками и, захватывая «жизненное пространство», создает обширные заросли.

Ученые Института биологически активных веществ Дальневосточного филиала АН исследовали элеутерококк. Оказалось, что это растение содержит в себе те же вещества, которым женьшень обязан своими целебными свойствами. Лекарство из чертова куста столь же благотворно и эффективно, как и приготовленное из женьшеня.

Фармакологи освоили также выпуск лекарств и еще из двух дальневосточных аралиевых — аралии маньчжурской и заманихи, кусты которой растут в сопках на высоте 800 метров над уровнем моря. Они по своему действию довольно близки к настойке женьшеня. Благодаря отличиям между аралиевыми врачи теперь могут подбирать препарат с учетом особенностей больного.

Склонным к полноте полезно в качестве стимулирующего средства настойка корня аралии маньчжурской. Худощавым и даже истощенным предпочтительно принимать настойки женьшеня или элеутерококка, которые кроме прочих целебных свойств обладают способностью повышать аппетит.

«Медицина сегодня», В.Шапоров