Частный случай (Больной 8 лет)

Больной 8 лет был приведен на консультацию по поводу дневного и ночного недержания кала и мочи. Ребенок расторможенный, суетливый, очень беспокойный: вскакивает, хаотически носится по кабинету, кричит, хохочет.

Мать считает, что до 3 лет его поведение было терпимым. Навыки регуляции кало и мочевыделения у негой сформировались к 1 1/2—2 годам, но после перенесенной в 4 года клинической смерти (анафилактический шок) эти навыки исчезли, резко изменилось поведение ребенка, появилась резкая психическая и двигательная расторможенность.

Помимо этого, в психическом облике peбенка много бездумности, огрубелости, он будто лишился тончайший проявлений возрастной индивидуальности — жалости, самолюбия, способности сопереживать, проявлять лидерские свойства и т. д. Еели ему в чем-то перечили, не выполняли его просьб или не удовлетворяли его физиологические потребности (он мог подобрать на улица грязный огрызок яблока и съесть его, не испытывая ни брезгливости ни элементарной разборчивости в еде), он импульсивно возбуждался, кричал, становился агрессивным, жестоким. Чувство раскаяния никогда не возникало. Интеллект не нарушен.

Во время беспрерывной бесцельной беготни мальчик забывал вовремя опорожнять кишечник — таков был механизм дневного недержания кала. Устав за день, он ночью спал «как убитый», поэтому возникало ночное недержание мочи и кала. Все это хроногенно совпадало с выраженным возбуждением днем и слишком крепким сном ночью.

Ребенку был назначен аминазин по 25 мг 2—3 раза в день. Вскоре он стал значительно спокойнее; ему постоянно напоминали о том, что надо следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Дневное недержание мочи и кала прекратилось. Днем мальчик уже меньше уставал, поэтому не столь крепко, как прежде, спал ночью; ночное недержание мочи и кала также ликвидировалось.

«Недержание мочи и кала»,
М.И. Буянов