Опыты с форсированным лимфовыведением

В опытах с форсированным лимфовыведением токсичность лимфы в первые 10 — 30 мин заметно увеличивалась, несмотря на увеличение объема выделяющейся лимфы. Это свидетельствует о том, что усиление лимфообразования не сопровождается разбавлением концентрации токсических продуктов в лимфе и что форсированное лимфообразование способствует очищению тканей организма от накопившихся в них токсических веществ.

В дальнейшем токсичность лимфы снижалась как в единице объема, так и в расчете на весь объем удаляемой лимфы, что можно связать с освобождением тканей от токсинов.

Характерно, что лимфогонный эффект маннитола выявлялся значительно раньше его мочегонного действия:
диурез восстанавливался после того, как происходило улучшение показателей гемодинамики.

Форсированное лимфовыведение сопровождалось заметным улучшением гемодинамики, однако наиболее убедительным показателем терапевтической эффективности воздействия являются данные о выживаемости. Из 8 собак без лечебных воздействий выжила 1. Из 7 собак, у которых осуществлялось наружное отведение лимфы без стимуляции, выжило 4. Из 10 животных с форсированным лимфовыведением выжило 8. Разница между 1 — 3-й группами опытов р < 0,01.

В 1-й серии опытов с короткой гипоксией токсичность крови и лимфы даже после перенесенной клинической смерти не возрастала до таких величин, как у животных других серий, в которых обращает на себя внимание следующая закономерность: токсичность продолжала возрастать в послереанимационном периоде, несмотря на восстановление основных параметров гемодинамики — артериального давления, минутного объема крови, частоты сердечных сокращений и др.

Стимуляция лимфообразования способствовала увеличению токсичности и в лимфе, и в крови; в лимфе более значительно (р < 0,01). Изучение детоксикационной функции печени показало, что стимуляция лимфообразования и лимфооттока с удалением токсичной лимфы способствует улучшению сорбционной способности гепатоцитов.

Опыты 4-й серии проводились уже после того, как нами был накоплен некоторый опыт воздействия на лимфатическую систему с целью детоксикационной терапии при терминальных состояниях. Лечение кардиогенного шока представляет одну из сложных проблем терминальных состояний и сердечнососудистой патологии [Чазов Е. И., 1977; Малая Л. Г. и др., 1977; Бураковский В. М., Барвынь В. Г., 1978; Baumann R., 1977]. Летальность при кардиогенном шоке сохраняется на уровне 80 — 90% даже в специализированных кардиологических центрах.

Учитывая показанную в предыдущих разделах возможность интенсифицировать детоксикацию стимуляцией гуморального транспорта в системе кровеносный капилляр ↔ ткань ↔ лимфатический капилляр, представлялось актуальным испытать это воздействие на модели кардиогенного шока.

Основная, патогенетически обусловленная задача форсированного лимфообразования в этом случае имела двоякую цель: а) удалить из организма экстракардиальные токсины и б) стимулировать лимфатический дренаж ишемизированного миокарда с целью локальной детоксикации.

У 7 животных из дренированного грудного протока выводили «токсичную» лимфу с возмещением утраченной в ней воды и ингредиентов. У 10 собак при идентичных условиях наружного отведения лимфы не производили (контрольная группа).

Выявлено, что наружное отведение лимфы не прерывает развития кардиогенного шока, однако несколько «смягчает» его течение, о чем свидетельствуют изучаемые параметры гемодинамики. Кроме того, об этом свидетельствуют и меньшие, чем в контроле, морфологические деструкции, возникающие в переинфарктной зоне. Однако явно недостаточный эффект требовал более активных воздействий.

В 9 опытах через 1 — 2 ч от начала наступления шока при выраженных проявлениях декомпенсации кровообращения осуществляли стимуляцию лимфообразования и лимфооттока путем внутривенного введения 10 — 30% раствора маннитола, 60 — 80 капель в минуту в количестве 1 — 2 г/кг. Выведенную из грудного протока лимфу детоксицировали, пропуская через колонку с сорбентом «ФДТ», и вводили внутривенно. Условия лимфосорбции соответствовали описанным в литературе [Лопухин Ю. М., Молоденков М. Н., 1979].

Стимуляция приводила к быстрому увеличению количества оттекающей из грудного протока лимфы:
более чем в 1,5 раза по сравнению с количеством лимфы, оттекающей в единицу времени перед указанным воздействием. Изменения токсичности соответствовали сдвигам, полученным в сериях с моделированием других видов терминальных состояний (смотрите рисунок Динамика биологической токсичности лимфы и плазмы).

Воздействие способствовало улучшению гемодинамики. Кроме того, улучшались данные ЭКГ:
увеличивался вольтаж, уменьшались ΣST (NST).

Морфологическое изучение тканей, примыкающих к пораженному сегменту миокарда, а также отдаленных участков мышцы сердца показало меньшие деструкции, чем в контрольной серии опытов.

Улучшение показателей деятельности сердца и гемодинамики, а также уменьшение морфологических изменений миокарда можно объяснить не только «вымыванием» в лимфу токсичных продуктов метаболизма из тканей, но и сокращением их поступления в кровь. Однако токсичность крови оставалась достаточно высокой (2,8 ± 0,04 усл. ед.). Это можно связать с продолжающимся нелимфогенным накоплением токсинов и с тем, что аутодетоксикационные системы организма не могут справиться с освобождением крови от токсинов.

Показатели гемодинамики при стимуляции лимфообразования (М ± m)

Показатель Исходные данные (до шока) (100%) Через 2 ч после наступления шока
до стимуляции после стимуляции (р < 0,05)
абс. число % абс. число %
САД, мм рт. ст. 109 ± 5 53 ± 4,21 49 88 ± 8,31 81
МОС, мл/кг 99 ± 4,59 52 ± 7,6 52 75 ± 2,2 76
УОС, мл/кг 0,6 ± 0,024 0,3 ± 0,03 50 0,5 ± 0,04 83
Пульсовое давление, мм рт. ст. 48 ± 7,14 20 ± 5,61 42 36 ± 5 75
ЧСС, мин 126 ± 9,57 171 ± 11,23 136 158 ± 8,51 125

Для устранения развившейся токсемии был использован метод гемосорбции. Последняя осуществлялась через 2 ч состояния шока. Лимфу не удаляли. После гепаринизации животного к артериовенозному шунту подключали колонку с сорбентом, воздушную ловушку и расходомер.

Пропускание крови поочередно через две колонки с сорбентом «СКТ» (время работы каждой колонки составляло 30 мин) приводило к снижению токсичности плазмы крови более чем в 4,5 раза (с 2,8 ± 0,06 до 0,6 ± 0,06). Токсичность лимфы после гемосорбции снижалась всего на 12% (с 4,32 ± 0,13 до 3,82 ± 0,08). Это можно связать с продолжающимся лимфогенным поступлением токсинов из органов и тканей.

Очищение крови способствовало улучшению функции сердца и гемодинамики. Однако в этих опытах настораживала высокая токсичность лимфы, свидетельствовавшая о том, что ткани продолжают освобождаться от токсинов и они «загрязняют» не только лимфу, но и кровь. Это послужило основанием для проведения параллельной лимфогенной и гематогенной детоксикации.

В 7 опытах был проведен комплекс детоксикационных воздействий, включающий стимуляцию лимфообразования, лимфо- и гемосорбцию. Это способствовало максимальному устранению биологической токсичности лимфы и крови, а также резкому снижению в них протеолитической активности. Токсичность в лимфе (после кратковременного прироста с 4,2 ± 0,09 до 4,8 ± 0,24 усл. ед.) снизилась до 0,83 + 0,24; токсичность крови сократилась до 0,88 ± 0,34 усл. ед. Не менее значительно снизилась и протеолитическая активность лимфы и крови. Все это привело к заметному улучшению показателей гемодинамики.

В наблюдениях М. С. Бердичевского данные гистологического и ультраструктурного анализа тканей, граничащих с пораженной областью миокарда, а также в его отдаленных участках, показали минимальные сдвиги. Структурные изменения (при исследовании с помощью световой микроскопии) практически отсутствовали. Однако гистохимически были обнаружены обратимые проявления нарушения белкового обмена, отмечено некоторое накопление жира в миоцитах, снижение содержания гликогена и снижение активности сукцинатдегидрогеназы.

Влияние комплексной детоксикации на показатели гемодинамики (М ± m)

Показатель Исходные данные (100%) Шок
перед детоксикацией после детоксикации
абс. число % абс. число %
САД, мм рт. ст. 110 ± 8,62 55 ± 2,57 50 94 ± 8,0 85
MOС, мл/кг 109 ± 4,01 61 ± 7,76 56 91 ± 6,67 83
УOC, мл/кг 0,7 ± 0,1 0,3 ± 0,06 43 0,6 ± 0,05 86
Пульсовое давление, мм рт. ст. 55 ± 7,56 18 ± 4,5 33 41 ± 4,53 75
ЧСС, мин 161 ± 10,7 205 ± 16 127 170 ± 13,7 105

Электронно-микроскопически обнаружено, что ядра миоцитов обеднены хроматином. Митохондрии изменены незначительно. Имеется некоторое расплавление крист. По ходу митохондрий встречались липидные капли. Межклеточное пространство пиноцитозных пузырьков характеризовало их везикулярно-транспортную активность. Все обнаруженные разными способами изменения были намного меньше, чем в сериях опытов, в которых детоксикация производилась другими методами.

Таким образом, результаты детоксикации при кардиогенном шоке, полученные при использовании комплекса лимфогенной и гематогенной детоксикации в условиях стимуляции процессов транспорта в системе кровь ↔ интарстиция ↔ лимфа, при наружном отведении лимфы показали лучшие результаты.

«Основы лечебной лимфологии»,
Ю.М.Левин