Острая непроходимость брыжеечных сосудов (динамика бактериальной инвазии)

В части опытов изучалась динамика бактериальной инвазии в кровь, лимфу и перитонеальный экссудат. До окклюзии все среды были стерильными. Через 1 ч микроорганизмы были обнаружены у 3 из 18 собак в перитонеальном экссудате.


Высеивание микроорганизмов

Высеивание микроорганизмов

Высеивание микроорганизмов при окклюзии краниальной брыжеечной артерии.

А — бедренная вена;
Б — воротная вена;
В — лимфа;
Г — перитонеальный экссудат;
С. р. — клостридии;
Е. с. — кишечная палочка;
St. — стафилококки;
Str. — стрептококки;
Ent. — энтерококки.


Из крови и лимфы грудного протока микроорганизмы удалось выделить через 3 ч окклюзии. В дальнейшем бактериальная загрязненность изученных сред возрастала. Позже и реже всего бактерии выявлялись в общем кровотоке.

Реваскуляризация во все периоды времени приводила к усилению микробной инвазии, наиболее значительной (почти в 2 раза) при включении кровоснабжения после 12-часовой окклюзии. По частоте высеваемости на первом месте стоят клостридии и стрептококки, на втором — энтерококки и стафилококки и на последнем — кишечная палочка. Чаще всего высевается несколько видов микробов.

Как известно, накопление в тканях, а затем в крови избытка молочной и пировиноградной кислоты является показателем прогрессирующей гипоксии тканей и нарушения процессов аэробного дыхания. Полученные данные показали, что лимфоток — это важная магистраль, транспортирующая эти продукты из очага поражения в кровь.


Соотношение токсичности крови и лимфы

Соотношение токсичности крови и лимфы

Соотношение токсичности крови и лимфы со скоростью лимфотока из дренированного грудного протока при окклюзии краниальной брыжеечной артерии и стимуляции лимфатического дренажа. Незаштрихованные столбики — токсичность лимфы в процентах; заштрихованные столбики — токсичность плазмы крови в процентах; 1 — лимфоотток из дренированного грудного протока (мл/мин/кг); 2 — скорость прохождения синьки Эванса в процентах.


Известно, что при инфаркте кишечника развивается глубокий метаболический ацидоз со снижением рН и возрастанием дефицита оснований [Jamies R., 1975; Richter Н. et al., 1976, и др.]. В экспериментах на собаках Т. Archer и соавт. (1976) окклюзировали все три висцеральные артерии на 172 — 2 ч. Авторы отметили снижение рН артериальной крови с 7.45 до 7.15 только в период реваскуляризации; РСО2и РО2 не изменились ни до, ни после реваскуляризации.

Однако вопрос о кислотном состоянии в различных путях дренажа ишемизированной кишки оставался неизученным. В проведенных нами контрольных опытах была обнаружено, что наркоз и операционная травма отражаются на КЩС артериальной крови, крови воротной вены и лимфы. Одна но сдвиги носят сравнительно умеренный характер.

Это согласуется с данными С. Robertson и соавт. (1969). В опытах с окклюзией краниальной брыжеечной артерии сдвиги были выражены гораздо интенсивнее. Значительно снижался рН, возрастал дефицит оснований, резко повышалось РСО2,развивался декомпенсированный метаболический ацидоз.

Описываемые изменения происходят во всех звеньях гуморального транспорта, однако ни в портальной, ни в артериальной крови не было столь резкого изменения BE, как в лимфе (1500 — 2700% по сравнению с исходными показателями), хотя абсолютные величины ниже, чем в других изученных средах организма.

Таблица Влияние наркоза, операционной травмы и фиксации собак на КЩС гуморальных сред организма (М ± m)

Таблица Показатели КЩС организма при окклюзии краниальной брыжеечной артерии и «реваскуляризации» (М ± m)

Реваскуляризация в любой из периодов окклюзии приводит к значительному усугублению нарушений рН, BE, РСО2. Самые низкие абсолютные показатели рН — 6,992 — зарегистрированы в воротной вене при реваскуляризации через 12 ч окклюзии. На этом же этапе было самое значительное изменение BE ( — 19). Эти сдвиги почти достигали изменений, зарегистрированных в перитонеальном выпоте.

Острая окклюзия краниальной брыжеечной артерии сопровождается усилением коагуляционного потенциала и адгезивно-агрегационных свойств форменных элементов крови. Одновременно снижается фибринолитическая активность, резко возрастает активность симпатико-адреналовой и кининовой систем.

Эти сдвиги, как хорошо известно, потенцируют нарушения микроциркуляции не только в ближайших к инфаркту, но и в отдаленных участках кровообращения.


Показатели гемостаза

Показатели гемостаза

Показатели гемостаза при окклюзии краниальной брыжеечной артерии (в процентах и частях от исходного). Секторы по вертикали: А — 3 ч окклюзии; Б — 6 ч окклюзии; В — 12 ч окклюзии. Секторы по горизонтали: 1 — время свертывания; 2 — время рекальцификации; 3 — толерантность к гепарину; 4 — протромбиновый индекс; 5 — фибринолитическая активность; 6 — фибриноген плазмы; 7 — ретракция сгустка; 8 — гематокрит; 9 — агрегация тромбоцитов; 10 — агрегация эритроцитов. Левый столбик в секторе — контроль; средний столбик — перед реваскуляризацией; правый столбик — после реваскуляризации.


Полученные данные позволяют прийти к заключению о важной роли лимфодренажной системы в развитии общего патологического синдрома при инфаркте тонкой кишки. Если исключить сдвиги, возникающие в перитонеальном выпоте, то оказывается, что лимфа занимает первое место по быстроте и степени развития биологической токсичности и бактериальной инвазии.

В ней зарегистрирован высокий уровень лактата и пирувата, чрезвычайно высокий градиент дефицита оснований. Все это раскрывает механизмы генерализации интоксикации и инфекции при изученном поражении и дает направление патогенетической терапии, в частности лимфогенной детоксикации.

«Основы лечебной лимфологии»,
Ю.М.Левин