Морфологическая картина клеток Ходжкина и Штернберга

Морфологическая картина клеток Ходжкина и Штернберга весьма полиморфна и сходна с морфологической картиной клеток при некоторых других злокачественных бластомах. В. Leiber насчитывает 18 различных морфологических картин, соответствующих этапам их развития. Для дифференциации этих клеток от атипичных клеток при других новообразованиях существенное значение имеет тот факт, что клетки Ходжкина и Штернберга никогда не образуют комплексы, как это имеет место при эпителиальных опухолях; для них не характерны также и отростки цитоплазмы (обычно она сравнительно округлой формы).

Другими клетками, наблюдаемыми при этом заболевании, являются эпителиоидные клетки, мастоциты, иногда и значительное количество сегментоядерных лейкоцитов. Эозинофильные лейкоциты могут быть в изобилии, что считается важным, хотя и не патогномоничным и обязательным признаком.

Устанавливается и достаточное количество эозиноцитов (Z. Petrov, 1965). Число макрофагов значительное. Согласно нашим исследованиям (I. Valkov, 1972), в цитологических препаратах при лимфогранулематозе процентное содержание клеток, богатых кислой фосфатазой, значительно больше среднего процентного содержания таких клеток при лимфадените.


Диаграмма

Диаграмма

Б. X. — болезнь Ходжкина;
Г. л. — гиперпластический лимфаденит;
С.л.— смешанный лимфаденит.


Количество плазмоцитов также невелико. По нашим исследованиям, процент пиронинофильных клеток при лимфоцитно-гистиоцитарной, склеронодулярной и смешанно-клеточной форме значительно ниже, чем при лимфаденитах. При ретикулярной форме, наоборот, этот процент значительно более высокий.


Диаграмма

Диаграмма

I — лимфоцитарное преобладание;
II — нодулярный склероз и смешанно-клеточная форма;
III — лимфоцитарное исчерпывание.


Гистологическая картина при нодулярном склерозе весьма характерна. При небольшом увеличении, или, еще лучше, под увеличительным стеклом видно, что паренхима узла разделена на нодулярные участки овальной или почти круглой формы, размерами между 0,25 и 3 мм, со сравнительно четкими контурами. Такая картина особенно резко выделяется при окрашивании на коллаген, так как участки ограничены довольно плотными тяжами фиброзной ткани. Сами участки состоят из различных клеток: лимфоцитов, ретикулярных клеток, макрофагов, эозинофильных и нейтрофильных лейкоцитов, небольшого количества плазмоцитов.

Среди них четко видны клетки Ходжкина и Штернберга, Как одни, так и другие, чаще всего кажутся более светлыми на остальном клеточном фоне ввиду того, что их цитоплазма светлая, бледно-розового цвета вследствие окрашивания эозином, а ядра бедны хроматином. И в них видны характерные большие красновато-фиолетового цвета ядрышки. Наряду с этим, однако, наблюдаются нередко клетки Штернберга, которые содержат очень темные ядра с грубым, неравномерно распределенным хроматином и имеют красновато-фиолетого цвета цитоплазму.

Смотрите рисунок — Клетка Ходжкина в цитологическом препарате (иммерсия)


Нодулярный (узловатый) склероз

Нодулярный (узловатый) склероз

Гистологический препарат.
Разрастание в виде полосок коллагеновой соединительной ткани с гиалинизацией.
Клетка Штернберга (указана стрелкой)(увел. 160).


Иммерсионное увеличение клетки Штернберга как в рисунке выше

Иммерсионное увеличение клетки Штернберга как в рисунке выше


В таких случаях определить число ядер не всегда легко, так как они накладываются друг друга и иногда создается впечатление особой рельефности картины, напоминающей горный массив, если смотреть на нее сверху. В некоторых случаях вокруг клеток Штернберга обнаруживается небольшая полость, являющаяся результатом артефактного отслоения, что, однако, очень характерный признак (G. Duhamel, 1969).

Смотрите рисунок — Смешанно-клеточная форма лимфогранулематоза

Лимфатические узлы обильно кровоснабжены благодаря наличию большого количества кровеносных сосудов, что усиливает впечатление о «гранулематозном» характере процесса. Нередко эти сосуды претерпевают склеротические изменения или гиалинизируются.

Ретикулярных волокон в области узлов мало, они короткие и толстые. Иногда можно увидеть полоски некротических изменений ткани, но при этих формах они не встречаются часто. Общая структура лимфатического узла, как правило, нарушена, хотя это и не абсолютно всегда имеет место, и наблюдаются участки сохранившейся паренхимы с отдельными и даже гиперпластическими фолликулами и сохранившиеся части краевого синуса.

Капсула обычно бывает инфильтрированной лимфоцитами, ретикулярными клетками, плазмоцитами, видны участки утолщения и разрастания коллагена. Нередко процессом охватывается и окружающая рыхлая соединительная ткань.

Эта форма лимфогранулематоза создает сравнительно меньше трудностей при диагностике, и при наличии удачного препарата опытный патолог обычно ставит диагноз правильно. Некоторые затруднения могут возникнуть в процессе дифференциации с другими заболеваниями, связанными с фиброзом, в тех случаях, когда они сочетаются с разрастанием крупных ретикулярных и эпителиоидных клеток.

Фиброз и гиалинизация при туберкулезе отличаются по наличию скорее всего продольно идущих, чем круговых, пучков и тяжей. Необходимо также учитывать и богатство фиброзной ткани как региональной особенности (например, в медиастинальных и, особенно, паховых лимфатических узлах).

Однако в этих областях фиброзная ткань разрастается строго симметрично и образует коллагеновый каркас, разделяющий паренхиму на одинаковые участки. При проведении дифференциального диагноза следует иметь в виду особенности, свойственные клеткам Ходжкина и Штернберга, обращая особое внимание на характерные для них ядрышки.

«Патология лимфатических узлов», И.Н.Вылков