Подтверждение факта большей чувствительности опухолевых тканей к повышенной температуре

Наибольший интерес представляют исследования, проведенные в 50-х и особенно в 60 — 70-х годах нашего столетия. Общими для них являются не только подтверждение факта большей чувствительности опухолевых тканей к повышенной температуре и существенные доказательства факта разной чувствительности различных видов опухоли к тепловому воздействию, но и ряд других моментов, имеющих непосредственное значение для клинического использования метода.

Так, Selawry и сотр. (1957) в опытах со штаммами злокачественных опухолей человека, культивировавшихся в жидкой среде, показали, что при повышении температуры на 2°С (выше нормы) возможна стимуляция роста опухоли.

Ингибирование роста опухоли и даже регрессия ее становились возможными лишь при более высокой температуре. Прекращение митотического цикла в метафазе наступало при температуре 39 — 40°С, но было временным. Необратимое повреждение опухолевых клеток отмечалось в диапазоне 42 — 46°С.

Интересным и практически важным оказалось то обстоятельство, что фракционное повторное воздействие тепла представляется более эффективным, чем разовое. Вместе с тем в определенных температурных пределах опухолевые клетки, выжившие после воздействия тепла, оказывались более стойкими к высокой температуре. Автор справедливо отмечает, что результаты опытов in vitro должны очень осторожно переноситься в клинику.

Принципиальное значение имеют исследования Crile (1961 — 1963), показавшие, что избирательный повреждающий эффект тепла на опухоли мышей начинается при температуре 42°С; для разрушения опухолевой ткани требуется экспозиция такой температуры в течение нескольких часов. При повышении температуры сверх 42°С период экспозиции для достижения того же биологического эффекта может быть снижен вдвое на каждый градус.

В серии экспериментальных работ, объединенных затем в три книги, Ardenne и сотр. (1967, 1970, 1971) показали, что жизнеспособность опухолевых клеток снижается уже при температуре 39°С, а при 40 — 42°С она резко подавляется. Необратимое повреждение опухолевых клеток наступает при воздействии температуры 42°С в течение часа. Нормальная ткань остается жизнеспособной при воздействии температуры 44°С в течение 130 мин и даже при 46°С с экспозицией до часа.

Гарантированной температурной границей, переносимой нормальными и непереносимой опухолевыми клетками, по мнению авторов, является температура 44°С с экспозицией 60 — 75 мин. Повторные гипертермические воздействия на опухоль (асцитная карцинома Эрлиха) не приводят к возрастанию ее термосопротивляемости.

Следует отметить, однако, что в некоторых исследованиях эти данные не подтвердились. Gericke (1970), доказав факт неодинаковой термочувствительности различных опухолей к теплу и признав повышенную термочувствительность специфичным свойством опухоли, указывает вместе с тем, что воздействие температуры 43°С в течение 40 — 60 мин вредно также и для нормальной ткани; автор высказывает сомнение относительно возможности уничтожения опухоли таким путем.

Весьма сдержанное отношение к использованию высоких температур для воздействия на опухоли высказывают Bender, Schramm (1966). Их работа основана на изучении реакций воздействия разового 30-минутного перегревания in vitro 46 разных опухолей животных и человека, а также культур нормальных тканей. Были установлены видоспецифические особенности опухолей по их отношению к теплу. Однако разность между температурой, вызывающей необратимые повреждения опухолевых и нормальных клеток, едва ли превышала 1 — 2°С или вовсе отсутствовала.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид