Проблема преодоления «кислородного барьера»

Проблема преодоления «кислородного барьера» разрабатывается весьма интенсивно. Для этих целей используют гипербарическую оксигенацию или облучение опухолей тяжелыми частицами, в частности π-мезонами.

Известные перспективы в решении этой проблемы открывает использование гипертермии при облучении опухолей. Установлено, что гипертермия резко увеличивает радиочувствительность гипоксичных клеток опухоли (Robinson et al., 1974; Kim et al., 1974, 1975; Hahn et al, 1975).

По данным Robinson и Wizenberg (1974), гипертермия (43°C) сенсибилизирует аноксичные и оксигенированные клетки опухоли к облучению — «коэффициент кислородного усиления» снижается с 2,5 — 3 до 1,4, а «коэффициент теплового усиления» увеличивается в 5 и 2,8 раза соответственно для аноксичных и оксигенированных клеток. В опытах на мышах с опухолями молочной железы гипертермия 43°С в течение часа приводила к усилению противоопухолевой эффективности облучения в 4,27 раза (Robinson et al, 1974).

По данным Ardenne (1971), в условиях гипертермии противоопухолевая эффективность ионизирующего излучения усиливается в 10 раз. Overgaard и Overgaard (1972), изучая комбинированное воздействие гипертермии и облучения на перевиваемую карциному молочной железы мышей, показали, что тепловые и рентгеновские дозы при сочетанном применении могут быть существенно ниже, чем самая низкая лечебная доза каждого из этих компонентов в отдельности.

Так, при облучении в дозе 24 Дж/кг (2400 рад) излечение было достигнуто в 5% случаев, а при дозе 16 Дж/кг излечения вовсе не наблюдалось.

При гипертермии опухоли 42,5°С в течение часа излечение отмечено у 22% животных.

Комбинированное применение обоих факторов
— облучение в дозе 8 Дж/кг и гипертермия 42,5°С в течение 15 мин — привело к излечению 35% мышей, а сочетание облучения в дозе 16 Дж/кг и гипертермии 42,5°С в течение часа — в 77% случаев. Гистологические изменения в опухолях при таком комбинированном лечении существенно отличались от таковых только при облучении или только при нагревании.

Центральные, менее насыщенные кислородом зоны опухолевых узлов быстро превращались в некротические массы без жизнеспособных клеток. В зонах роста, лучше оксигенированных, наблюдались выраженная вариабельность гистологических изменений и более медленное разрушение тканей (6 — 8 нед) с образованием фиброзного рубца. Нормальные ткани не повреждались.

Hahn и сотр. (1974), применяя локальную гипертермию 42,5°С в течение 15, 30 и 45 мин, не наблюдали излечения остеогенных сарком у мышей; лучевая терапия привела к излечению в 44% случаев.

Комбинация гипертермии и облучения значительно повышала эффективность лечения:
оно было достигнуто у 71 из 74 животных (96%).


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид