Гипертермия в лечении злокачественных опухолей

На протяжении многих лет вопрос о применении температурного фактора при лечении злокачественных опухолей остается дискутабельным. Гипертермия уже неоднократно привлекала внимание онкологов. Анализ литературы, посвященной использованию гипертермии для лечения злокачественных новообразований, позволяет выделить три периода изучения этого вопроса.

Первый период, относящийся в основном ко второй половине прошлого столетия, характеризуется эмпирическим подходом к использованию тепловых воздействий в онкологии.

Второй период охватывает первые шесть десятилетий текущего столетия. Он представлен многочисленными попытками научного обоснования применения высоких температур в экспериментальной и клинической онкологии.

Третий период, начавшийся с 60-х годов, можно охарактеризовать как этап углубленного изучения гипертермии и эффективности использования ее в качестве компонента комплексного лечения. Этот период представлен целой серией сообщений, отношение к которым было то излишне восторженным, то необоснованно скептическим.

Различные аспекты проблемы применения гипертермии в онкологии обсуждались на II Всесоюзном съезде онкологов (Таллин, 1972), IV Всесоюзной конференции онкологов (Вильнюс, 1975), Международном симпозиуме по применению гипертермии и облучения при лечении злокачественных новообразований (Вашингтон, 1975).

Признано перспективным продолжение теоретических, экспериментальных и особенно клинических исследований в указанном направлении.

В настоящее время проблема применения гипертермии в сочетании с облучением и (или) химиотерапевтическими воздействиями при лечении рака стала настолько актуальной, что в 1976 г. этот вопрос обсуждался на Всесоюзной конференции по радиобиологии (Ленинград), а в 1977 г. — на III Всесоюзной конференции по химиотерапии злокачественных опухолей (Минск) и II Международном симпозиуме по применению гипертермии и облучения для лечения злокачественных опухолей (Эссен).

К настоящему времени накоплен значительный экспериментальный материал о различной чувствительности опухолевых и нормальных клеток к повышенной температуре.

Еще в 1903 г. Loeb показал, что нагревание изолированных сарком крыс при температуре 47°С в течение 5 мин и при 45°С на протяжении 30 мин делает их непригодными к перевивке. Работая с культурой ткани, Lambert (1912) обнаружил, что клетки мышиной саркомы не переносят трехчасовую экспозицию температуры 43°С, в то время как фибробласты этих животных не повреждаются даже при шестичасовом воздействии такой температуры.

Stevenson (1919), инокулируя предварительно прогретые опухоли мышам, установил, что рост мышиной карциномы Кроккера 11 прекращается после двухчасового воздействия температуры 39,5 — 40,5°С и 44°С в течение 45 мин; рост же мышиной саркомы 180 ингибируется при экспозиции температуры 39,5 — 40,5°С в течение 2 — 2,5 ч или 44°С на протяжении 60 мин. Повышение температуры до 47,75°С и 48,25°С приводило к гибели опухолей в течение 15 мин.

Westermark (1927) отметил дегенерацию клеток саркомы Флекснера — Джоблинга и саркомы Йенсена у крыс при 44°С в течение 80 мин, 45°С — 60 мин, 46°С — 50 мин, 47°С — 30 мин и 48°С — 20 мин. Н. Н. Петров и Н. А. Кроткина (1938) в опытах с мышиной карциномой Эрлиха, саркомой Йенсена, карциномой Брауна — Пирс и саркомой Синельникова — Кричевского показали, что прогревание эмульсии этих опухолей при 55 — 60°С в течение 5 мин ведет к гибели всех опухолевых клеток.

Прогревание же опухолевых клеток в грубой эмульсии при температуре 48 — 52°С оказывается недостаточным для гибели опухолевых клеток. В опытах Jares, Warren (1939) мышиная саркома 180 теряла способность к перевивке после 15 ч воздействия температуры 41,5°С и 8 ч — 42°С, а крысиная карцинома 256 — через 13 и 17 ч экспозиции тех же температур соответственно.

Период тепловой смерти для саркомы Йенсена составил 10 ч при температуре 41,5°С и 4 ч при 42°С, а для опухоли Брауна — Пирс кроликов — 20 ч при 42°С и примерно 10 ч при 43°С. Интересно отметить, что эти авторы установили факт подавления способности опухоли Брауна — Пирс к метастазированию после воздействия на нее указанных температурно-экспозиционных режимов.


«Применение гипертермии и гипергликемии при лечении
злокачественных опухолей», Н.Н.Александров,
Н.Е.Савченко, С.З.Фрадкин, Э.А.Жаврид