При язвенной болезни часто наблюдаются нарушения функционального состояния пищеводно-желудочного перехода. Одной из причин недостаточной эффективности проводимой терапии и раннего наступления обострения является наличие рефлюкс-эзофагита, часто присоединяющегося к основному заболеванию.
Расстройства моторной и секреторной деятельности желудка, а также функции привратника создают условия для возникновения несостоятельности кардиального сфинктера с последующим развитием эзофагита. При дуоденальной и пилорической язвах в генезе рефлюкс-эзофагита ведущее значение имеет высокое внутрижелудочное давление, обусловленное спазмом и отеком привратника в сочетании с гиперсекрецией и гипермоторикой желудка, при язвах желудка — гипомоторика желудка, стаз содержимого в нем и снижение тонуса кардиального сфинктера.
По мнению А. П. Пелещук и соавт. (1981), при язве двенадцатиперстной кишки важную роль в возникновении рефлюкса играет чрезмерное «закисление» антрального отдела, повышение внутрижелудочного давления в результате пилороспазма, злоупотребление холинолитиками, повышенная пептическая активность желудочного сока. Рефлюкс-эзофагит выявляется у больных как с повышенной, так и с нормальной и пониженной кислотностью желудочного сока. Рефлюкс-эзофагит чаще отмечается у больных со значительной давностью заболевания. Язвенный пилородуоденальный стеноз, как правило, сопровождается нарушениями функционального состояния пищеводно-желудочного перехода. Клиническая выраженность этих нарушений зависит от степени недостаточности кардии, стадии стеноза и уровня продукции кислоты.
По данным В. X. Василенко (1966), А. С. Степаненко и соавт. (1970), Ю. Е. Березова и соавт. (1972), В. Г. Смагина (1974), рефлюкс-эзофагит выявляется у 15—60% больных с язвенной болезнью. Наши данные свидетельствуют о более частом (80%) нарушении функции пищеводно-желудочного перехода при неосложпенной язвенной болезни, что, очевидно, объясняется целенаправленным многолетним изучением этого отдела при рентгенологическом исследовании. У 60% из 80% больных имелась грыжа пищеводного отверстия, осложненная рефлюкс-эзофагитом, у остальных — только рефлюкс.
У большинства больных проводили эзофагофиброскопию. В этом плане представляют интерес данные D. Ott н W. Gelfand (1981) о том, что эзофагит не развивается у 90% обследованных, у которых нет грыжи. Результаты обследования больных с предъязвенным состоянием свидетельствуют о том, что нарушения функции пищеводно-желудочного перехода у большинства из них развиваются еще до образования язвы и в молодом возрасте. Учитывая большое значение этих изменений при проведении консервативного и хирургического лечения, у всех больных с клиническими проявлениями язвенной болезни необходимо детально изучать функцию физиологической кардии.
Рассматривая предъязвенное состояние, мы указывали на взаимосвязь дискинезии двенадцатиперстной кишки, дуоденогастрального рефлюкса с хроническим гастритом и пилородуоденптом. К этому необходимо добавить развивающуюся недостаточность кардии, грыжу пищеводного отверстия, рефлюкс-эзофагит. Взаимосвязь этих заболеваний в период выраженного обострения язвенной болезни наблюдается почти у всех больных, значительно ухудшая клиническую картину заболевания. Нами получены данные, свидетельствующие о том, что при длительном течении язвенной болезни может развиваться энтерит.
«Рентгенодиагностика заболеваний ЖКТ», В.Б.Антонович