Превращение ДОФА в диоксифенилэтиламин

Превращение ДОФА в диоксифенилэтиламин (дофамин) катализируется 3,4-диоксифенилаланиндекарбоксилазой, которая требует пиридоксальфосфат в качестве кофактора.

Превращение дофамина в норадреналин катализируется дофамин-β-оксидазой или фенилаланин-β-гидроксилазой.

Кофактором этой реакции являются аскорбиновая кислота, фумарат и АТФ. Активность дофамин-β-оксидазы тормозят такие биогенные моноамины, как серотонин, триптамин, гистамин. Реакция превращения норадреналина в адреналин катализируется ферментом фенилэтиламин-N-метилтрансферазой. У человека и животных адреналин и норадреналин инактивируются метилированием.

Ряд метилированных производных адреналина и норадреналина найден после применения ипрониазида.

Употребление ДОФА человеком ведет к появлению гомопротокатехиновой и гомованилиновой кислот. Гомованилиновая кислота может образоваться несколькими метаболическими путями. Williams с соавторами (1960) сообщили, что при нагрузке крыс 300 мкг С14 дофамина образовывалось около 21% гомованилиновой кислоты через 3-метокситирамин и около 79% через гомопротокатехилальдегид. Гомованилиновая кислота была обнаружена в моче здорового человека и крыс (Shaw е. а., 1957).

Тирозин через ДОФА и 5,6-диоксииндол переходит в меланин. Этот путь мало изучен, хотя предполагается несколько механизмов полимеризации 5,6-диоксииндола.

Найден фермент в шишковидной железе — оксииндолметилтрансфераза, которая катализирует метилирование 5,6-диоксииндола.

Метилирование имеет физиологическое значение в регуляции синтеза меланина (Meister, 1965). Тирозин играет роль предшественника при образовании гормонов щитовидной железы — тироксина и трийодтиронина (через монойодтирозин и 3,4-дийодтирозин).

Осуществляется и бактериальное разложение тирозина путем ряда реакций, в результате которых образуются такие продукты, как фенол, крезол, п-оксибензойная кислота, фенилпропионовая кислота и др. Бактерии декарбоксилируют тирозин до тирамина.

В литературе недостаточно освещен вопрос о нарушениях обмена фенилаланина и тирозина при заболеваниях кроветворной системы. Известно, что в крови и моче больных лейкозом увеличено содержание триптофана, фенилаланина и тирозина (М. Б. Свенцицкая и др., 1961; Waisman, 1957; Wang, Waisman, 1961). Auerbach, Waisman (1958) обнаружили снижение активности фенилаланингидроксилазы, а также активности трансаминаз фенилаланина и тирозина в печени крыс с экспериментальным лейкозом, в результате чего наблюдалось образование значительных количеств п-оксифенилпировиноградной кислоты.

Значительную экскрецию этой кислоты в моче больных лейкозом наблюдал Nonouchi (1960).


«Роль эндогенных факторов в развитии лейкозов»,
под ред. проф. М.О. Раушенбаха