Сурфактант биохимически обнаруживают в тканях легких и морфологически выявляют пластинчатые тельца с 18—19-го дня беременности у крысы и с 18—24-й недели беременности у человека [Marin L., 1973].
В конце внутриутробного периода у плода возрастает не только количество пластинчатых телец, но и концентрация ненасыщенного ФХ, снижается содержание гликогена в альвеолоцитах II типа, замедляется клеточное деление [Kikkawa Y., Smith F., 1983]. При подходе к апикальной поверхности осмиофильные пластинчатые тельца на поздних стадиях внутриутробного развития освобождаются в просвет альвеолы, заполненной жидкостью, путем секреции по мерокриновому типу [Романова Л. К., 1979].
У человека формирование больших альвеолярных клеток и появление в них пластинчатых телец происходят между 21-й и 24-й неделями внутриутробного развития, а к 28-й неделе уже формируются основные структуры легких, ответственные за продукцию сурфактанта, в то время как рост и развитие альвеолярно-капиллярных структур продолжаются и в дальнейшем [Полуяхтова М. В., 1980].
Следовательно, при нормальном внутриутробном развитии морфологическое созревание легких и созревание сурфактанта идут параллельно [Миршанова Л., 1978].
Поверхностно-активное вещество, накопленное в альвеолах, при первом вздохе монослоем распределяется по альвеолярной поверхности [Ерохин В. В., 1973]. Л. Н. Филиппенко с соавт. полагают, что механическое растяжение альвеолы является одним из стимулов, активизирующих секрецию сурфактанта.
«Синдром дыхательных расстройств и сурфактант легких у новорожденных», Н.И. Пузырева