Послеоперационный период

Лоскут держали открытым, а укрывали только линию швов и дренажную трубку, которую удаляли через 48 ч. Линию швов регулярно смазывали глазной хлормицетиновой мазью. Это позволяло часто и легко наблюдать за кровообращением лоскута. В большинстве случаев пересадка микрососудистых свободных лоскутов сопровождается развитием небольшого отека вследствие закупорки лимфатических сосудов, но если применяется небольшое возвышенное положение, то оно, как правило, помогает уменьшить отек. Чрезмерное возвышение ухудшает приток артериальной крови и его следует избегать.

Ни в какой антикоагулянтной терапии не было необходимости, поскольку сосуды обычно были более 1,5 мм в диаметре и неизмененными. Применение гепарина ведет к опасному кровотечению в донорской и реципиентной областях.

Необходимо почасовое наблюдение за цветом лоскута, температурой и заполнением капилляров, которое обычно продолжают в течение первых 72 ч. Артериальный тромбоз может развиться до 7-го дня. Цвет лоскута лучше всего сравнивать с кожей области, откуда он был взят.

Если в лоскуте появились ишемические изменения, снижение температуры, мраморная окраска, замедленное заполнение капилляров, то этот участок, если он находится на конечности, нужно опустить вниз. Если развился тромбоз вен, сопровождающийся цианозом, снижением температуры в лоскуте, быстрым заполнением капилляров, то этот участок следует приподнять.

Если недостаточность кровоснабжения лоскута не разрешается от этих простых консервативных мероприятий в течение 2 ч, требуется неотложная оперативная ревизия анастомозов. Может потребоваться замещение венозным трансплантатом, но вены головы и шеи не годятся для этой цели вследствие их чрезмерной растяжимости. У пожилых больных может наблюдаться обширное кровоизлияние в лоскут, которое следует дифференцировать от венозного тромбоза по активному, яркому кровотечению из дистального края лоскута.

«Микрососудистая восстановительная хирургия», Б.Брайен