Пожилые пациенты отличаются повышенной раздражительностью

Пожилые пациенты отличаются повышенной раздражительностью, обидчивостью, мнительностью, многие из них недостаточно контактны.

Нередко это люди — много пережившие, потерявшие родных и близких, что требует от персонала проявления к ним особенной чуткости, заботы и внимания. Следует учитывать тот факт, что медицинская помощь значительной части пожилых пациентов оказывается на дому, что обусловливает повышенные требования к медицинским сестрам, посещающим таких больных.

Медицинская сестра должна учитывать, что с возрастом происходят нередко существенные, индивидуально варьирующие изменения в психоэмоциональной сфере пожилых больных. Мыслительные процессы у них становятся менее гибкими, отрицательные свойства личности гипертрофируются.

Пожилые пациенты проявляют повышенный интерес к прошлому и нередко сниженный — к будущему. Оказывая медицинскую помощь пожилому человеку, надо обращаться с ним не как с пенсионером, «бывшим рабочим», «бывшим учителем», «бывшим ученым», а условно принимая то, что он остается тем, кем был до выхода на пенсию. Необходимо уметь в каждом пациенте уважать его прошлое. В гериатрии, как нигде, необходимо умение слушать.

Медицинская сестра должна терпимо воспринимать особенности поведения престарелых: поучительный тон, ворчливость, обидчивость, мнительность, зачастую — эгоизм и несговорчивость.

При выполнении процедур медицинской сестре нередко приходится отвечать на многочисленные, порой однозначные вопросы пациентов. Разговаривать с больными следует терпеливо, проявлять участие и интерес к вопросам престарелого пациента.

Пожилые нередко высоко ценят и понимают юмор, особенно придирчиво оценивают четкость, аккуратность и опрятность в работе персонала. Следует подчеркнуть, что с выходом на пенсию резко меняется стереотип человека, уклад его жизни, что, как правило, приводит к снижению интереса к окружающему, к ускорению процессов старения.

В этой связи медицинская сестра при общении с людьми, вышедшими на пенсию, должна способствовать формированию у них потребности выбора постоянного общественно полезного занятия, которое помогло бы им сочетать активную умственную и физическую деятельность, использовав их интеллект и трудовые навыки с максимальной пользой для общества.

«Медицинская этика», Ю.Д.Павлов