Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Движения, приводящие ребенка в положение сидя)

Активные движения, приводящие ребенка в положение сидя, совершенствуются постепенно.

Если в начале четвертого периода они были отдельными и случайными, то к 8 мес становятся очень быстрыми, так что не всегда удается проследить последовательность отдельных звеньев в этой цепной реакции. В возрасте 7—8 мес ребенок сидит без поддержки, однако сохранить равновесие в этом положении еще не может поэтому поддерживается руками.

Пытаясь взять предмет обеими руками и таким образом лишая себя контроля, ребенок падает. Сев самостоятельно, вернуться обратно в положение лежа ребенок сможет лишь к концу этого периода, поэтому, устав сидеть и не в состоянии изменить положение, он кричит, стараясь привлечь внимание взрослых.

Переход из положения сидя в положение лежа ребенок осуществляет следующим образом: поворачивается набок и, опираясь на руку, опускается, пока голова и плечи не коснутся подушки. Некоторые дети проделывают это другим путем — поворачиваются набок и, опустившись на руку, ложатся на живот. Одновременно с умением самостоятельно сидеть и садиться в четвертый возрастной период появляются и попытки к передвижению.

Наиболее примитивная форма—это ползание назад. Исходное положение для ползания определяется цепным симметричным рефлексом в положении на животе, начинающимся от лабиринтного установочного рефлекса на голову.

Положив ребенка 7—7 1/2 мес на живот и поставив впереди яркую игрушку, можно наблюдать, как он оживляется и, высоко поднявшись на руках и пошатываясь в стороны, начинает двигаться не вперед, а назад.

Параллельно можно отметить ползание по кругу: чтобы достичь предмета, лежащего в стороне, ребенок отталкивается руками и поворачивает тело в горизонтальной плоскости. Спустя несколько недель ребенок уже передвигается вперед к игрушке при помощи подтягивания на руках.

Пытаясь достать игрушку, он тянется к ней то одной, то другой рукой или двумя сразу, напрягая все тело. Во время этих попыток ребенку удается продвинуться вперед. Постепенно эти движения закрепляются, и он ползает, подтягивая туловище то к правой, то к левой руке, иногда отталкиваясь при этом ногами.

При таком виде ползания живот волочится по опоре, а ноги остаются вытянутыми и не участвуют в продвижении. В возрасте 8—9 мес дети осваивают другую форму передвижения: ползание на четвереньках (на ладонях и коленях).

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба