Если ребенка разбудить, он начинает кричать, при этом рот его широко открыт, крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом («у-а-аа…»), длительностью не менее 1—2 с, без интонационной выразительности; глаза обычно закрыты, слез нет, резко выражены носогубные складки и горизонтальные складки на лбу, отчего лицо приобретает хмурое выражение — реакция неудовольствия.
У ребенка первых 2 нед жизни описанная выше реакция на насильственное пробуждение является по существу единственным выражением эмоций. Так же новорожденный реагирует на голод и дискомфорт.
Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку обычно ребенок засыпает у груди и просыпается только от голода к следующему кормлению. На 3—4-й неделе у ребенка, если он спокоен и сыт, но не спит, в ответ на обращенный к нему ласковый голос, улыбку, особенно при их повторении, может возникнуть так называемое ротовое внимание: ребенок «замирает», по круговой мышце рта часто прокатывается едва заметная волна сокращений, отчего губы слегка вытягиваются вперед, ребенок как бы «слушает» губами. В возрасте 1 мес на обращение взрослого к ребенку вслед за этой реакцией начинает появляться улыбка.
Сначала это скорее попытка улыбнуться, затем у новорожденного опускается один угол рта и, наконец, появляется настоящая улыбка. Для того чтобы вызвать такую реакцию у новорожденного, иногда приходится обращаться к нему много раз на протяжении осмотра или прибегать к мягкому похлопыванию пальцем по щеке ближе к углу рта.
Но у отдельных новорожденных положительная эмоциональная реакция в виде ротового внимания и улыбки возникает легче и раньше, так что ее можно отметить уже на 2-й неделе жизни.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба
- Первый период—новорожденности (Уменьшение плотности костей черепа)
- Первый период—новорожденности (Задержка возрастного развития)
- Первый период—новорожденности (Брюшные рефлексы)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Патология слуховых реакций)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Тонические рефлексы)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Реакции на звук)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Лёгкое повышение мышечного тонуса)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Истинное ситуационное понимание обращенной речи)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (При глубокой недоношенности)
- Первый период—новорожденности (Метопический шов)
- Первый период—новорожденности (Бульбарный синдром)
- Второй период (возраст 1—3 мес)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Интеграция функции кинестетического и зрительного анализаторов)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Локальная гипотония)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Наличие зрительно-кинестетических связей)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Проба на тракцию)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Размеры большого родничка)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Развитие регулирующей функции речи)
- Первый период — новорожденности (Увеличение родничков и расстояния между костями черепа)
- Первый период—новорожденности (Обследование)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Активное бодрствование)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Движения глазных яблок)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Выраженная задержка лабиринтного установочного рефлекса)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Зрительно-моторная координация)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Пробы на флексорную спастичность рук)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Положительная эмоциональная реакция на щекотание)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Голосовые общение ребенка со взрослым)
- Первый период—новорожденности (Выбухание переднего родничка или повышенное сопротивление надавливанию)
- Первый период—новорожденности (Тонический хватательный рефлекс)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Улыбка и смех)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Сходящееся косоглазие)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Резкое повышение сухожильных рефлексов)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Диспропорция становления интерсенсорных связей)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Проба на спазм приводящих мышц)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Мимические движения)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Задержка появления адекватной реакции на речь)
- Первый период—новорожденности (Кефалогематома)
- Первый период—новорожденности (Ходьба)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Общее мимическое оживление)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Парезы взора)
- Третий период (возраст 3—6 мес)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Пищевая доминанта)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Проба на защитную экстензию рук)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Псевдобульбарные нарушения)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Особенности психического развития)
- Признаки нарушения психомоторного развития
- Первый период—новорожденности (Асимметрия костей мозгового и (или) лицевого черепа)
- Первый период—новорожденности (Рефлекс Переса)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Парциальное поражение центральной нервной системы)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Парез лицевого нерва)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Самоподражание в гулении)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Реакция на новую игрушку)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Повышение мышечного тонуса в сочетании с позотоническими рефлексами)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Кривошея, обусловленная негрубой гемигипоплазией)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Слабовидящий ребенок)
- Первый период—новорожденности (с рождения до 1 мес)
- Первый период—новорожденности (Тактильная чувствительность)
- Первый период—новорожденности (Активация рефлексов)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Голосовые реакции ребенка)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Бульбарные и псевдобульбарные расстройства)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Стойкое однообразие звуковых комплексов)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Функция глазо-двигателей)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Резко выраженная гипотония)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Совершенствование выпрямляющего рефлекса туловища)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Чрезмерный прирост окружности головы)
- Первый период— новорожденности (Мышечная слабость артикуляционной и дыхательной мускулатуры)
- Первый период—новорожденности (Болевая чувствительность)
- Первый период—новорожденности (Изменение одного какого-либо рефлекса)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Голосовые реакции ребенка)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Наличие спастической кривошеи у ребенка)