Если ребенка разбудить, он начинает кричать, при этом рот его широко открыт, крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом («у-а-аа…»), длительностью не менее 1—2 с, без интонационной выразительности; глаза обычно закрыты, слез нет, резко выражены носогубные складки и горизонтальные складки на лбу, отчего лицо приобретает хмурое выражение — реакция неудовольствия.
У ребенка первых 2 нед жизни описанная выше реакция на насильственное пробуждение является по существу единственным выражением эмоций. Так же новорожденный реагирует на голод и дискомфорт.
Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку обычно ребенок засыпает у груди и просыпается только от голода к следующему кормлению. На 3—4-й неделе у ребенка, если он спокоен и сыт, но не спит, в ответ на обращенный к нему ласковый голос, улыбку, особенно при их повторении, может возникнуть так называемое ротовое внимание: ребенок «замирает», по круговой мышце рта часто прокатывается едва заметная волна сокращений, отчего губы слегка вытягиваются вперед, ребенок как бы «слушает» губами. В возрасте 1 мес на обращение взрослого к ребенку вслед за этой реакцией начинает появляться улыбка.
Сначала это скорее попытка улыбнуться, затем у новорожденного опускается один угол рта и, наконец, появляется настоящая улыбка. Для того чтобы вызвать такую реакцию у новорожденного, иногда приходится обращаться к нему много раз на протяжении осмотра или прибегать к мягкому похлопыванию пальцем по щеке ближе к углу рта.
Но у отдельных новорожденных положительная эмоциональная реакция в виде ротового внимания и улыбки возникает легче и раньше, так что ее можно отметить уже на 2-й неделе жизни.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба
- Первый период—новорожденности (Мацерация кожи в ранний период)
- Первый период—новорожденности (Наличие поствращательного нистагма)
- Первый период—новорожденности (Спонтанные движения при нормальном мышечном тонусе)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Сосудистые пятна)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Удерживая ребенка на весу)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Тактильно-кинестетические реакции)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Функция контроля головы в вертикальном положении)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Тремор пальцев рук)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Двигательные расстройства при детских церебральных параличах)
- Первый период—новорожденности (Частота кожных родинок)
- Первый период—новорожденности (Асимметрия зрачков)
- Первый период—новорожденности («Физиологический» тремор)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Изменение характера волосяного покрова)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Шейная выпрямляющая реакция)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Задержка психического развития)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Повороты со спины на живот)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Действие цепного двигательного сочетательного рефлекса)
- Пятый период (возраст 9—12 мес)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Постепенное угасание сухожильных рефлексов)
- Первый период—новорожденности (Своеобразное изменение растяжимости кожи)
- Первый период—новорожденности (Двусторонний птоз)
- Первый период—новорожденности (Выраженность экстензорной гипертонии)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Локальные реакции)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Сосание пальцев)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Локальное нарушение чувствительности)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Реакция хватания)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Реакция на новое лицо)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Эмоционально отрицательные реакции)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Функциональные тики)
- Первый период—новорожденности (Отечность кистей и стоп у девочек)
- Первый период—новорожденности (Двигательная порция)
- Первый период—новорожденности (Генерализованная мышечная гипотония)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Совершенствование зрительной функции)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Нарушение двигательного развития)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Задержка появления качественно нового прослеживания)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Тонкие дифференцированные движения)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Готовность к совместной игровой деятельности)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Отсутствие дифференцированной и избирательной реакции)
- Первый период—новорожденности (Алопеция)
- Первый период—новорожденности (Сочетание лагофтальма и феномена Белла)
- Первый период—новорожденности (Локальная гипотония)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Нарушение сенсорной функции)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Повышение мышечного тонуса)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Отсутствие способности локализовать предмет)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Мышечная гипертония)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Отклонение от нормального возрастного развития)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Комплекс оживления)
- Первый период—новорожденности (Уменьшение плотности костей черепа)
- Первый период—новорожденности (Задержка возрастного развития)
- Первый период—новорожденности (Брюшные рефлексы)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Патология слуховых реакций)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Тонические рефлексы)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Реакции на звук)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Лёгкое повышение мышечного тонуса)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Истинное ситуационное понимание обращенной речи)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (При глубокой недоношенности)
- Первый период—новорожденности (Метопический шов)
- Первый период—новорожденности (Бульбарный синдром)
- Второй период (возраст 1—3 мес)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Интеграция функции кинестетического и зрительного анализаторов)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Локальная гипотония)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Наличие зрительно-кинестетических связей)
- Третий период (возраст 3—6 мес) (Проба на тракцию)
- Четвертый период (возраст 6—9 мес) (Размеры большого родничка)
- Пятый период (возраст 9—12 мес) (Развитие регулирующей функции речи)
- Первый период — новорожденности (Увеличение родничков и расстояния между костями черепа)
- Первый период—новорожденности (Обследование)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Активное бодрствование)
- Второй период (возраст 1—3 мес) (Движения глазных яблок)