Неспецифическая, доброкачественная задержка развития, как правило, проявляется в некотором запаздывании становления двигательных и (или) психических функций, которое может выявиться на любом возрастном этапе, относительно быстро компенсируется и не сочетается с патологическими неврологическими и психоневрологическими симптомами.
Неспецифическая задержка развития легко поддается коррекции путем стимуляции.
Поскольку в повседневной жизни стимуляция в процессе ухода за ребенком может быть неравномерной (например, стимулируя двигательное развитие, мало разговаривают с ребенком), то и становление возрастных функций при доброкачественной задержке часто отличается диспропорциональностью — больше тренируемая функция закрепляется быстрее.
Вместе с тем развитие может быть и изначально диспропорциональным, так что, например, психическое развитие может отставать, тогда как двигательное в целом соответствует средним возрастным нормам и наоборот.
Это обычно связано с парциальным отставанием созревания наиболее поздно формирующихся функциональных систем. Такие задержки мы будет называть парциальными.
«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба