Целое есть интегративная и коррелятивная связь частей

Целое есть не что иное, как объективная интегративная и коррелятивная связь частей. Подтверждением этого являются интегративная функция нервной системы в целостной жизнедеятельности организма и взаимосвязь с ней коррелятивной гормональной регуляции.

Болезнь — целостная реакция организма.

Не исключая относительной самостоятельности частей, она заключает в себе единство общего и локального, их взаимообусловленность. Анализ соотношения философских категорий явления и сущности (их противоречивости) с общемедицинскими понятиями симптома и нозологии дает возможность выявить внутреннюю противоречивость симптоматологии, противоречия между симптомами, симптомокомплексами и нозологией.

Врачи все время должны соотносить видимость с действительностью, ибо часто встречаются не только с маскировкой сущности (аггравация, симуляция), но и со многими неадекватными проявлениями сущности болезни (неадекватный сущности болезни внешний вид, иррадиирующие боли, галлюцинации и пр.).

Отличать существенное от несущественного тем более важно, что нет болезней, при которых все симптомы были бы обязательными и строго патогномоничными. Превращение несущественного в существенное зависит от прочности связей. Указывая на то, что «несущественное», кажущееся, поверхностное чаще исчезает, не так «плотно» держится, не так «крепко сидит», как «сущность», В. И. Ленин требовал вскрывать противоречия в самой сущности предмета.

Но раскрытие сущности болезни невозможно без охвата максимально большого числа проявлений этой сущности. Обратимся в этой связи к философским категориям содержания и формы и связанной с ними категории структуры, имеющей исключительное значение для медико-биологических наук.

«Философские проблемы медицины», Н.М.Амосов