Простагландины в очаге воспаления

В связи с тем, что очаги воспаления содержат в сотни раз превышающие обычные концентрации простагландинов, им отводится большая роль в патогенезе воспалительных процессов, в травматическом и других видах шоковых состояний, новообразованиях, появлении глаукомы.

Плазмакинины являются полипептидами, образующимися из плазматических глобулинов под влиянием протеолитических энзимов.

Эти вещества содержатся в тканях различных органов, плазме крови, слюне и др. Сейчас наиболее известны три биологически активных плазмакинина — брадикинин, калидин, метионилкалидин. В химическом отношении брадикинин представляет собой нанапептид, калидин-декапептид. Метионилка-лидин состоит из 11 аминокислот.

Общим предшественником плазмакининов является кининогенплазматический α-глобулин печеночного происхождения.

Кининоген подвергается действию кининобразующих протеолитических энзимов, результатом чего является образование плазмакининов. В обычных условиях биосинтез незначителен из-за того, что энзим находится в неактивной форме.

Его переход в активную форму происходит в результате нарушающих равновесие плазматических компонентов факторов, таких как температура, рН, токсины, травмы и т. д. Освобождение плазмакининов происходит в две стадии: вначале происходит образование калликреина, затем калликреин освобождает плазмакинин из кининогена.

Освобождение происходит при участии кининогеназы. Последняя обнаружена в чувствительных нервах, спинномозговой жидкости, структурах ЦНС.

Между действием брадикинина, калидина и метионилкалидина имеются только количественные различия. Плазмакинины вызывают расширение сосудов, повышение капиллярной проницаемости, отек и т. д. Их вазодилататорный эффект почти в 10 раз превосходит действие гистамина. Эффект в равной мере распространяется на сосуды скелетных мышц и внутренних органов, в том числе коронарные сосуды.

Сосудорасширяющие эффекты являются результатом прямого действия на гладкую мышцу сосудов. Плазмакинины снижают систолическо-диастолическое давление, путем прямой деполяризации стимулируют секреторную деятельность мозгового слоя надпочечников.

В 15 раз более, чем гистамин, повышают проницаемость капилляров, в том числе венозного русла стимулируют чувствительные окончания висцеральных волокон.

На их прямое действие не влияют ганглиоплегические препараты и атропин. Что касается гладкой мышцы других органов, то плазмакинины даже в незначительных концентрациях (10-10 г/мл) вызывают сокращение подвздошной кишки и матки крысы, стимулируют кишечную моторику, повышают тонус бронхиальной мускулатуры, увеличивают секрецию пищеварительных желез; посредством увеличения почечного кровотока и выделения натрия, калия, воды они вызывают прямой диуретический эффект.

«Физиология вегетативной нервной системы»,
А.Д. Ноздрачев