Реакция организма на введение малых доз тироксина

У. 3. Кадыров и К. Рахимов (1975) в наблюдениях, проведенных у крыс, отметили возрастание в гомогенате слизистой оболочки тонкой кишки моноглицеридлипазы и инвертазы при введении малых доз тироксина, активность глицилгидрозиндипептидазы снижалась, правда, недостоверно. При введении больших доз тироксина липолитическая активность имела слабо выраженную тенденцию к увеличению, инвертазная и дипептидазная активность достоверно снижалась.

Целано и соавт. (Celano et al., 1977) при ежедневном введении крысам L-тироксина установили снижение еюнальной лактазной активности на 35%, то же наблюдалось при назначении D-тироксина, L-тироксин повышал сахаразу, D-тироксин влияния не оказывал. Авторы полагают, что снижение кишечной лактазы — одна из причин диареи при гипертиреозе. Антиреоидный препарат 6 метилтиоурацил при длительном приеме снижает активность щелочной фосфатазы и энтерокиназы кишечного сока (Гаврилов и др., 1970; Рощина, Иванов, 1971), но не влияет на активность липазы в слизистой оболочке тонкой кишки, а инвертазу повышает в поздние сроки лечения (Кадыров, Рахимов, 1975).

Тиреоидные гормоны повышают у крыс высоту ворсинок в тонкой кишке, стимулируют митотическую активность в кишечных клетках (Carriere, 1966). Малые дозы тироксина вызывают повышение веса слизистой оболочки тонкой кишки, большие дозы препарата, а также 6-метилтиоурацил снижают вес слизистой (Кадыров, Рахимов, 1975). Тиреоидные гормоны участвуют в процессах регуляции клеточного деления в кишечнике, а следовательно, и в процессах биосинтеза энтеральных ферментов и тем самым играют определенную роль в их регуляции.

Гастроинтестинальные гормоны

Изучение роли гастроинтестинальных гормонов в регуляции кишечного пищеварения представляет большой теоретический и клинический интерес. Пока еще собрано очень мало фактов, относящихся к этому вопросу. Отдельные наблюдения свидетельствуют о том, что некоторые гастроинтестинальные гормоны стимулируют активность энтеральных ферментов.

Роммель и Бёмер (Rommel, Bohmer, 1974) показали, что внутривенная инфузия секретина повышает в слизистой тонкой кишки крыс активность мальтазы и сахаразы, активность лактазы не изменяется, холецистокинин влияния не оказывает. По данным Дика и соавт. (Dyck et al., 1974), секретин и холецистокинин стимулируют у собак активность сахаразы, мальтазы и лактазы в перфузируемой тонкой кишке. Холецистокинин оказывал более значительный эффект, чем секретин.

По условиям эксперимента желчь и панкреатический сок не поступали в перфузионный раствор, это позволило авторам утверждать, что гормоны действуют непосредственно на кишечную слизистую. Готц и соавт. (Gotze et al., 1972) продемонстрировали стимулирующее действие холецистокинина на энтерокиназу, щелочную фосфатазу и сахаразу в соке различных участков перфузируемой тонкой кишки крысы. В отдельных сериях наблюдений активность энтерокиназы возрастала в 5 раз, сахаразы — почти в 7 раз, щелочной фосфатазы — в 10 раз. У собак при внутривенном введении секретина и холецистокинина также отмечен стимулирующий эффект обоих гормонов на активность щелочной фосфатазы как в кишечном соке, так и непосредственно в слизистой оболочке тонкой кишки, действие холецистокинина оказалось более сильным (Dyck et al., 1973а).


«Фармакологическая регуляция функций кишечника»,
А.В.Фролькис